Бывшие акционеры ЮКОСа потребуют от России $50 млрд в Берлине
Бывшие акционеры ЮКОСа, добивающиеся взыскания с России $50 млрд по решению Гаагского арбитражного суда, летом могут зарегистрировать это решение в Земельном суде Берлина, сообщил глава компании GML (представляет интересы бывших акционеров НК) Тим Осборн немецкому изданию Suddeutsche Zeitung (далее SZ). Осборн также рассказал SZ, что бывшие акционеры нефтяной компании определили для себя возможные цели [активы РФ для ареста] в Нидерландах и Бельгии.
В то же время в разговоре с РБК Осборн пояснил, что про регистрацию решения арбитража в Германии бывшие акционеры думают давно, но пока это только планы и никакой процесс там пока не начат. Осборн уточнил, что другие страны пока только обсуждаются, но он не может их назвать, пока не будет принято окончательное решение.
Регистрация арбитражного решения в судах различных юрисдикций — это первый шаг для дальнейшего судебного взыскания с России присужденных акционерам нефтяной компании средств.
Ранее «юкосовцы» зарегистрировали решение в судах Великобритании, Франции и США. Осборн рассказывал РБК, что в Окружной суд Вашингтона компания обратилась еще в декабре 2014 года.
Ареста каких именно активов будут добиваться бывшие акционеры нефтяной компании, не известно. Сами они их называть отказываются, ссылаясь на то, что публичность может повредить процессу взыскания средств с России. Согласно Нью-Йоркской конвенции по исполнению арбитражных решений, это может быть любое имущество РФ за границей, кроме защищенного дипломатическим иммунитетом.
Постоянная палата арбитражного суда в Гааге обязала Россию выплатить бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС $50 млрд в конце июля 2014 года. Эта компенсация полагалась за банкротство и продажу активов нефтяной компании в 2004 году. Арбитраж постановил, что в деле ЮКОСа Россия нарушила Энергетическую хартию и в 2004 году де-факто экспроприировала нефтяную компанию у ее законных владельцев. Россия отказалась признавать легитимность этого решения и выплачивать деньги бывшим «юкосовцам». С 15 января этого года на сумму в $50 млрд стали начисляться проценты — около $2,4 млн в сутки.
28 января 2015 года в окружном суде Гааги начался процесс по обжалованию решения Третейского суда, инициированный Россией. В частности, российские власти считают, что арбитраж не мог рассматривать это дело, поскольку Россия не ратифицировала Договор к энергетической хартии, хотя и подписала его в 1994 году. А в 2009 году, когда стало известно, что арбитраж все же будет рассматривать дело ЮКОСа в рамках ДЭХ, и вовсе вышла из Хартии. Кроме того, Россия считает, что бывшим акционерам ЮКОСа неоправданно присудили по меньшей мере $21,7 млрд убытков.
Осборн рассказал РБК, что по этому делу (в окружном суде Гааги), бывшие акционеры ЮКОСа в мае представили суду свою позицию в ответ на претензии со стороны РФ.
GML сохранила юристов, которые работали с компанией во время арбитражного процесса в Гааге. Речь идет об американской компании Shearman and Sterling. Именно она будет представлять интересы GML в США и Франции. В других странах GML рассмотрит возможность привлечения местных юристов. Продолжает ли Россия сотрудничать с юрфирмой Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, которая представляла ее интересы в арбитраже, неизвестно. В апелляции, поданной в гаагский окружной суд, главным юристом со стороны России называется голландский профессор права Альберт Ян ван ден Берг. 1 апреля стало известно, что иностранные «дочки» ЮКОСа и российская компания «Роснефть» урегулировали все судебные споры (общая сумма претензий со стороны бывших структур ЮКОСа к российской НК с учетом исков к «Юганскнефтегазу» превышала $2,5 млрд). Однако представитель группы компаний Yukos Клэр Дэвидсон особо подчеркивала, что мировое соглашение не затрагивает спора бывших акционеров ЮКОСа с Россией. Оно не распространяется ни на решение Гаагского арбитража, ни на прошлогоднее решение Европейского суда по правам человека, который обязал РФ выплатить €1,86 млрд. В обжаловании последнего ЕСПЧ России отказала, и Россия была вынуждена признать его.