Рост цен на газ, 22 ноя 2021, 23:46

«Молдовагаз» попросил у правительства $74 млн для оплаты долга «Газпрому»

Несколько часов назад «Газпром» пригрозил остановить поставки газа в Молдавию, из-за того что Кишинев не оплатил в срок поставки по новому контракту. В «Молдовагазе» отметили, что речь идет об оплате за октябрь и половину ноября
Читать в полной версии
Фото: Вадим Денисов / ТАСС

Компания «Молдовагаз» обратилась к правительству Молдавии с просьбой предоставить заем для оплаты газа по контракту с «Газпромом». Об этом в эфире телеканала Jurnal TV сообщил глава «Молдовагаза» Вадим Чебан.

«В сентябре мы покрыли задолженность своими силами, сейчас работаем вместе с правительством. Сейчас нужно заплатить за октябрь и середину ноября», — сказал глава компании (цитата по «РИА Новости»).

По словам Чебана, «Молдовагаз» обратился к правительству, чтобы получить помощь в виде займа. «Мы должны 1,3 млрд леев (около $74 млн)», — уточнил он.

Вечером представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил, что компания предупредила Молдавию о возможной приостановке поставок газа через 48 часов, если не получит платеж, приходившийся на 22 ноября. По его словам, «Газпром» «крайне разочарован невыполнением молдавской стороной своих контрактных обязательств». Представитель поставщика также пояснил, что при заключении нового контракта одним из условий была своевременная оплата.

«Имея в виду сложную, весьма сложную ситуацию в экономическом и финансовом положении Молдавии, а также позицию президента России [Владимира Путина], к которому молдавская сторона неоднократно обращалась за содействием, «Газпромом» было принято решение подписать контракт практически на условиях молдавской стороны, но с существенным и важным пунктом: Молдавия в срок осуществляет 100% текущих платежей за газ», — заметил Куприянов.

«Мы договаривались, что новые долги они не копят, раз не платят — поставка прекращается», — объяснил РБК собеседник, знакомый с ходом переговоров «Газпрома» и Кишинева. Источник РБК в «Газпроме» отметил, что в новом контракте штрафов за просрочку платежей не предусмотрено.

«Мы получили такое уведомление [от «Газпрома»]. Речь идет об оплате потребления за октябрь и половину оплаты за ноябрь. У нас возник особый разрыв, потому что в октябре месяце, если помните, в тарифе цена закупки была $150, а мы закупали по $800. Над этой проблемой сейчас мы работаем. Это, в принципе, было зафиксировано в протоколе, который мы подписывали с «Газпромом», — говорил ранее Чебан.

В этом году «Газпрому» и Молдавии удалось достичь соглашения о поставках газа только до конца октября. Прийти к согласию сторонам мешал ценовой вопрос: еще в прошлом году средняя цена на газ для Молдавии составляла лишь $149 за 1 тыс. куб. м, а к сентябрю текущего года возросла уже до $550. В октябре Молдавия и вовсе платила рыночные $790 за 1 тыс. куб. м.

Прежде чем продлить контракт, российская компания потребовала погасить долг «Молдовагаза» на $709 млн. Президент Молдавии Майя Санду признавала, что на конец 2020 года страна задолжала России по газу $7,5 млрд из-за Приднестровья. Согласно подсчетам аудиторской компании Grant Thornton, задолженность «Молдовагаза» на то время составляла $6,55 млрд без учета пеней. После трехдневных переговоров, которые проходили в Санкт-Петербурге с 27 по 29 октября, стороны продлили контракт на поставку газа на пять лет при условии выплаты долга. 30 октября вице-премьер Молдавии Андрей Спыну рассказал, что страна будет платить по $450 за 1 тыс. куб. м и купит газ по цене в два раза ниже рыночной и той, что платила в октябре. Поставки начались 1 ноября.

Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой