Бизнес, 22 ноя, 11:19

Новый подход: как изменился контроль за предпринимательской деятельностью

Что сегодня меняется в системе административного контроля бизнеса, рассказала первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марина Блудян
Читать в полной версии
(Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости)

— Зачем вообще государство взялось менять подход к контролю за предпринимательской деятельностью?

— Это умная реформа — технологичная, цифровая, современная, 5D, поскольку мы решаем проблему сразу с нескольких сторон. Она соответствует целям и задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Понадобилась она потому, что системы государственного надзора и контроля за соблюдением обязательных требований давно превратились в помеху для бизнеса. Раньше нормативно-правовая база этих требований была предельно размыта. Нельзя было открыть единый свод правил и понять, что делаешь не так. При этом надзору и контролю сегодня подвластны сразу 44 сферы деятельности (было 48, четыре мы уже убрали), в каждой из которых есть свое законодательное поле — постановления правительства, приказы профильных министерств, отраслевые, межотраслевые и межгосударственные стандарты и т.д. И каждое ведомство-регулятор творило что-то свое. Часто требования пересекались, нередко были взаимоисключающими.

— Можете привести самые характерные примеры?

— Есть требование МВД для зданий, которые посещает много людей: на окнах первых этажей должны быть решетки. Это и антикриминальная, и антитеррористическая мера. Одновременно есть четкое указание МЧС, что таких решеток на первых этажах тех же театров и музеев быть не должно. Ведь окна — это еще и дополнительные эвакуационные выходы в случае пожара. До недавних пор получалось следующее: есть решетка — штраф от МЧС, нет ее — штраф от МВД. Проще говоря, бизнес часто был виноват уже по факту своего существования.

Другой наглядный пример — пересечение требований Ростехнадзора, Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Первый следит за безопасностью оборудования, второе ведомство — за сохранностью окружающей среды, третье — за благополучием человека. И если по предельно допустимому шуму на предприятии у Ростехнадзора один норматив, то у Роспотребнадзора совершенно иной. И все эти нормы в отношении одного и того же шумящего оборудования.

Таких примеров масса, многие коллизии мы с предпринимательским сообществом и заинтересованными чиновниками распутывали годами.

— При чем здесь цифровые технологии и не проще ли было в рамках реформы привести отраслевое законодательство в соответствие друг с другом?

— Для начала понадобилась так называемая регуляторная гильотина, позволившая выстроить более-менее стройную систему требований. Большая удача, что с самого начала в процесс включились два технократа — премьер-министр Михаил Мишустин и глава аппарата правительства России Дмитрий Григоренко. Оба убеждены, что «цифра» может изменить жизнь к лучшему. И без цифровых технологий, инструментов искусственного интеллекта, мы бы со всем этим массивом требований просто не справились! Ведь только за последние десятилетия появилось столько требований, о которых не знали не только предприниматели, но зачастую и сами контролеры.

Или знали, но держали их как джокер в рукаве. Например, вы в курсе, что буквально в каждом офисе должно было быть специальное помещение под названием «шваберная»?! В нем следовало хранить швабры, причем каждая должна предназначаться для уборки какого-то конкретного помещения — кабинета, туалета, кладовки, холла, а все такие швабры должны быть подписаны непременно масляной краской. В офисах и у клининговых компаний давно в арсенале моющие пылесосы, но требование о шваберной никто не отменял. Нет ее у вас в офисе? Заплатите штраф!

На текущем этапе реализации нашей реформы именно цифровые технологии помогли обнаруживать в нормативной базе подобные зачастую устаревшие и даже маразматические требования и оперативно избавляться от них. Правительство уже отменило почти 30 тыс. документов, а любой из них может содержать десять, 50, 300 требований.

Другой задачей реформы было не допустить появления новых требований. Запросто могло получиться, что мы отменяем 25 тыс. морально устаревших нормативов, а на их месте появляется 50 тыс. новых.

— На чем реформа базируется сейчас, только ли на технологиях?

— Мы в 2020 году заложили фундамент из двух федеральных законов — «Об обязательных требованиях в РФ» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Если объяснять предельно простым языком, эти законы говорят: ни одно требование не может произвольно взяться из чьей-то головы, оно должно быть обосновано научно, статистически и аналитически. Плюс к этому должно прилагаться обоснование, сколько исполнение такого требования будет стоить экономике страны.

Второй постулат: требования не могут падать на голову предпринимателя с неба. Сейчас у нас они вступают в силу или с 1 сентября, или с 1 марта. Законодатель таким образом дал бизнесу возможность подготовиться к нововведениям.

Третья важная норма, моя любимая: любое требование должно раз в шесть лет пересматриваться. По каждому нормативу накапливаются статистика, аналитика, иногда года через три после вступления в силу выясняется, что требование избыточное или вовсе никому не нужное. Уже есть практика по отмене отдельных требований, когда выяснялось, что они не приносят никакой пользы.

— Почему вы особенно выделяете последнюю норму?

— Оно сделало бесполезным усилия ряда не в меру сообразительных бизнесменов. Вы, к примеру, знаете, что каждое компьютерное место в офисе или на предприятии должно было быть оборудовано подставкой для ног? И действовало правило, что такая подставка должна быть определенной длины, ширины и высоты, дощечки этой подставки должны крепиться под строго определенным углом, верхняя поверхность обязательно шершавая и т.п.?! Таких подставок не было нигде в мире. Их нельзя было купить — только сделать самостоятельно. Стали разбираться, и выяснилось: одна компания собиралась поставить на поток производство этих поставок, пролоббировала принятие норматива. А потом у нее просто поменялись планы, а требование при этом осталось и за его несоблюдение могли прийти и оштрафовать. Об этих поставках толком никто не знал, даже первые лица Роспотребнадзора. И разумеется, даже они такой норматив не соблюдали.

Теперь же деятельность подобных лоббистов стала бессмысленной. Ты продвинул введение новой нормы, потратил деньги, начал на себя работать, а через три года требование отменяется как чрезмерное и твоя продукция уже никому не нужна.

— На чем в результате реформы сегодня базируются процедуры государственного контроля и надзора?

— Если какого-то требования к предпринимателю нет в созданном нами едином цифровом реестре нормативов, а к бизнесмену пришел кто-то в форме контролера и что-то предъявляет, это незаконно и такая проверка отменяется. Причем не только в части отсутствующих требований, а вообще. Цифровой реестр позволяет при помощи единого ресурса посмотреть и убедиться, что могут предпринимателю предъявить, а что нет.

Реформа, в фундаменте которой оказались два федеральных закона, преобразовала и саму систему контроля. Если раньше ее эффективность оценивалась по количеству проведенных проверок и суммам собранных штрафов, то теперь подсчитывается эффективность контрольно-надзорных органов.

Реализован риск-ориентированный подход. Проще говоря, если у тебя кто-то отравился или случился пожар, значит контроль работает плохо. А если ничего не случилось, все хорошо. Разумеется, при этом совсем не учитывать человеческий фактор также нельзя.

На поверхности сегодня лежит и процедура назначения проверок, они теперь осуществляются только по согласованию с прокуратурой. Подаются планы проверок, объясняются причины, а прокуратура согласовывает каждую проверку или отказывает в ней.

Примерно то же самое и с разрешительной деятельностью, вся она сегодня обезличена. Раньше ты не мог получить никакую бумажку, пока не пройдешь платные аттестацию, аккредитацию, аудит и т.д. Теперь все эти лакомые куски из ртов вынуты, всё через цифру. Там есть возможность отследить движение заявления и работу по нему, установлены жесткие сроки на ответы. И если в отведенное законом время проверяющий или контролирующий не уложился, тут же есть возможность данную историю обжаловать в досудебном порядке.

Имеется единая электронная база таких жалоб. Наиболее частные поводы для обращений бизнеса — неправильно проводимые проверки, избыточные требования проверяющих, применение контролерами несуществующих или уже отмененных требований. По статистике, почти 70% жалоб на такие проверки сегодня удовлетворяется в пользу предпринимателя.

— Есть предприятия малого бизнеса, например автомойки, где компьютеров с доступом к таким базам нет вообще. Им что делать?

— Это так, и всю деятельность, скажем оформление и выдачу чеков, предприятие проводит через обычный смартфон. Таким предпринимателям следует помнить, что у нас есть большие бизнес-сообщества, исправно функционирует аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте России, есть центры «Мой бизнес». Все эти институты оказывают малому и среднему бизнесу помощь в подаче жалоб на проверки. Кто не может разобраться с компьютером — приходите.

При желании вы всегда найдете, как обжаловать неправомерные действия по надзору и контролю. И если вы этого не делаете, значит просто не хотите.

Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Никаких галлюцинаций: как сделать ответы ИИ-ботов точнее
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Как лидеру будущего адаптироваться к вызовам рынка: 10 главных навыков
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Что нужно проверить перед подписанием договора при покупке франшизы