Военная операция на Украине, 23 фев 2022, 11:00

Стоит ли сейчас покупать машину: автодилеры о спросе на фоне геополитики

Покупка автомобиля может быть инструментом сохранения накоплений, уверяют продавцы. Но на авторынке по-прежнему дефицит машин и комплектующих, а цены продолжают расти
Читать в полной версии
Фото: Павел Головкин / РБК

По итогам 2021 года в России было продано 1,66 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 4,3% выше уровня 2020-го, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно прогнозу, сделанному в начале 2022-го, в этом году рынок также продемонстрирует небольшой рост — на 3,3%, до 1,72 млн машин. При этом, как отмечал председатель комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штэцрель, быстрого восстановления рынка в этом году не будет, рост продаж эксперты ждут скорее во втором полугодии. В январе они, наоборот, снизились на 3,7%, до 91,66 тыс. машин.

По оценкам «Автостата», рекомендованные розничные цены на машины в течение прошлого года выросли в среднем на 23%. «Появилось понятие «цена на автомобили в наличии» — это фактически еще плюс 10–15% к рекомендованной розничной цене в стоимости автомобиля здесь и сейчас. Итоговый рост цен составил фактически 35–40% по году — это, конечно, отрыв от реальности полный», — отмечал директор «Автостата» Сергей Целиков.

Насколько текущие геополитические события будут влиять на спрос и предложение на авторынке, стоит ли сейчас приобретать машину и насколько они могут подорожать, РБК рассказали автодилеры и эксперты.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом»:

«Сейчас некорректно давать прогнозы в условиях текущей политической турбулентности. Но с 1 апреля мы увидим коррекцию цен на автомобили с учетом изменения стоимости российского рубля. Однозначно не будет коррекции 1:1, скорее всего у импортеров и производителей будет запущен механизм каскадного повышения стоимости автомобилей на протяжении всего 2022 года. При этом мой прогноз изменения цены на автомобили в районе плюс 20% пока сохраняется. В любом случае надо смотреть динамику, и только после стабилизации курсов валют можно заново строить финансовые модели. Поэтому покупателям не нужно волноваться, что уже завтра все РРЦ (рекомендованные розничные цены. — РБК)изменятся на соответствующий уровень изменения стоимости доллара или евро. Спрос сейчас несколько снизился по отношению к 2021 году, но геополитическая составляющая дает основания, что в ближайшее время он будет расти и автомобили могут быть инструментом сохранения накоплений или инструментом защиты от инфляции».

Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «Авилон»:

«О том, что лучше не откладывать приобретение нового автомобиля на долгий срок и совершить покупку сейчас, мы говорим на протяжении всего периода пандемии, так как дефицит автомобилей и комплектующих не покидает авторынок, а цены продолжают расти. Неизвестно, с какими еще проблемами отрасль может столкнуться в ближайшие месяцы. Нехватка и рост цен ощутимо влияют на покупательский интерес: на их фоне спрос опережал предложение во всех сегментах. В настоящее время мы фиксируем стабильный спрос на автомобили, какого-либо всплеска и роста трафика в автосалонах нет, даже звонки в пределах обычной ситуации».

Владимир Попов, президент ГК «Фаворит-Моторс»:

«Цены возрастут. Автомобиль в этой ситуации — консервативный актив».

Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог»:

«Очевидно, что на той волне геополитических рисков, которая накатывает, скорее всего, вряд ли в ближайшее время что-либо поменяется, соответственно, давление на рубль будет усиливаться или он, как минимум, зафиксируется на нынешних уровнях, а это все равно выше того курса, из которого были посчитаны нынешние цены. Производителям придется постепенно пересчитывать нынешние ценники. Это то, что касается цен производителей. Но в последний год цена реальной сделки была выше, чем цена, которую объявляет производитель, из-за дефицита автомобилей. В последние же месяцы мы видим спад трафика в автосалонах, соответственно, уровень этой наценки существенно снизился по ряду моделей. У ряда брендов даже есть возможность купить по РРЦ, а некоторые даже там можно купить со скидкой, потому что размер наценки привел к тому, что реальная цена сделки выросла настолько, что потребитель не готов уже платить столько. Если машина нужна сейчас или в ближайшем будущем и она есть в наличии (мы говорим про новые машины), то, наверное, стоит пойти и купить. Если машина сейчас и в ближайшее время не нужна, покупать ее как инвестиционный товар я бы не рекомендовал, потому что есть риск, что та ситуация, которая была на протяжении прошлого года, когда автомобиль превратился в инвестиционный товар, может резко закончиться. Автомобиль надо покупать, когда он реально нужен».

Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы