Замминистра финансов стал кандидатом на пост главы АЛРОСА
Замминистра финансов Алексей Моисеев, который почти пять лет (с июня 2018 года) входит в наблюдательный совет крупнейшей в мире алмазодобывающей компании АЛРОСА (ALRS), стал кандидатом на пост ее гендиректора. Об этом РБК рассказал федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к руководству компании.
В декабре 2022 года источники РБК говорили, что Сергей Иванов, возглавляющий АЛРОСА с марта 2017 года, решил уйти в отставку до истечения срока трудового контракта (заканчивается весной 2025 года). Тогда собеседник в окружении топ-менеджера уточнял, что он может перейти в одну из структур, связанных с Volga Group Геннадия Тимченко, в качестве партнера в одном из проектов. В Volga Group это не комментируют.
«С.С. Иванов находится на рабочем месте и в ежедневном режиме занимается операционными вопросами группы компаний», — сообщили РБК в пресс-службе АЛРОСА в среду, 22 февраля, в ответ на вопрос о смене гендиректора.
АЛРОСА добывает четверть всех алмазов в мире. В 2021 году ее выручка выросла на 50%, до 332 млрд руб., благодаря росту объемов продаж алмазов на 42% и цен на 13%. Чистая прибыль компании увеличилась в 2,8 раза, составив 91,3 млрд руб. Результаты за 2022 год компания решила не публиковать. Росимуществу принадлежит 33% акций АЛРОСА, правительству Якутии — 25% плюс одна акция, еще 8% — у якутских улусов. Оставшиеся 34% торгуются на бирже.
В среду, 22 февраля, Моисеев отказался отвечать на вопросы РБК. На следующий день, после выхода статьи о его кандидатуре на пост гендиректора АЛРОСА, он заявил «РИА Новости», что «это не так», не уточнив детали. Представители Минфина (его глава Антон Силуанов является председателем набсовета АЛРОСА) и администрации главы Якутии отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу федерального правительства.
Что предшествовало готовящимся перестановкам
В марте 2020 года набсовет АЛРОСА переизбрал Иванова на должность гендиректора — председателя правления сроком на пять лет. «Несмотря на непростую ситуацию, которую мы наблюдаем на алмазно-бриллиантовом рынке, АЛРОСА сохранила лидирующие позиции в мире по объему добычи алмазов, уверенно повышает производственную эффективность и качество управления, укрепила репутацию и доверие со стороны партнеров, акционеров и инвесторов», — говорил тогда Силуанов.
Иванов тогда называл среди задач компании на ближайшую перспективу — повышать «адаптивность» к стремительно меняющимся реалиям, сохранять устойчивость бизнеса, несмотря на «макроэкономическую нестабильность», и продолжать работать над ростом эффективности производства и сбыта. Но уже в середине 2021 года он собирался покинуть компанию, чтобы перейти в частный бизнес, и готовил себе смену для обеспечения преемственности, рассказывал РБК источник, близкий к руководству АЛРОСА. Однако после начала специальной военной операции России на Украине и введения западных санкций эти планы были отложены.
В первый день спецоперации, 24 февраля 2022 года, Минфин США ввел санкции против Иванова, который является сыном спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова. Американские власти объясняли это тем, что считают его отца «ближайшим союзником Путина», а также тем, что Иванов-старший работал главой администрации президента, вице-премьером и министром обороны. Впоследствии в отношении главы АЛРОСА ввели санкции Канада, Австралия и Великобритания.
В начале марта 2022 года американский Минфин включил в санкционный список и АЛРОСА вместе с другими российскими госкомпаниями, запретив им привлекать капитал через выпуск акций и облигаций в США. В апреле Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США расширило санкции против компании — новые ограничения предусматривали блокировку активов. После этого Иванов попросил набсовет снизить ему зарплату в два раза. «Это была его личная инициатива, остальных сотрудников она не касается», — говорил представитель компании. АЛРОСА предложила клиентам оплачивать алмазы в евро и других валютах, а не в долларах, а затем приостановила публикацию данных о ежемесячных продажах. Но на встрече с главой Якутии Айсеном Николаевым в конце прошлого года глава компании говорил, что она работает в штатном режиме и не планирует сокращать производственные планы и социальные обязательства.
В конце 2022-го обсуждалось, что смена гендиректора может произойти до конца первого квартала 2023 года, рассказал РБК источник, близкий к руководству компании. Но, по его словам, процесс «затормозился» и никаких корпоративных действий не производится. Он предполагает, что теперь перестановки могут произойти на годовом собрании акционеров, которое обычно проходит в июне.
Что известно про Алексея Моисеева
Алексею Моисееву в марте исполняется 50 лет, он окончил Государственную академию управления им. Серго Орджоникидзе по специальности «мировая экономика», учился в магистратуре Университета Рочестера (США). До прихода на госслужбу строил карьеру аналитика в крупных инвестбанках. В 1998–2001 годах работал в департаменте операций на рынке инструментов с фиксированной доходностью в отделении французского BNP Paribas в Лондоне. Затем девять лет работал в «Ренессанс Капитале», а с 2010 года стал начальником управления макроэкономического анализа в «ВТБ Капитале».
В 2012 году Моисеев, как и ряд других аналитиков ВТБ, перешел на госслужбу, став замминистра финансов. В министерстве на протяжении десяти лет он курирует финансовый рынок, а также департамент госрегулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. В марте 2018 года он был выдвинут в совет директоров АЛРОСА вместо экс-директора департамента Минфина Сергея Барсукова, который незадолго до того перешел на работу в эту алмазодобывающую компанию. Будет лучше, если после отставки Сергея Иванова компанию возглавит человек, который хорошо знаком с внутренними процессами, как Алексей Моисеев, а не кандидат со стороны, поясняет логику выбора кандидата источник РБК, близкий к руководству АЛРОСА.
Сам Моисеев заявлял в интервью РБК в сентябре 2022 года, что российской экономике больше не нужны расчеты и накопления в долларах: «Доллар однозначно стал токсичной валютой, вне всяких сомнений, как, впрочем, и евро. Я считаю, что он не нужен. Я поддерживаю тех экспертов, которые считают, что нет необходимости копить активы в этой валюте. Собственно, это и невозможно. Даже если говорим про неподсанкционных лиц, это абсолютно бессмысленно». Чуть позже, выступая на сессии «Бриллианты как инвестиционный инструмент» на Московском финансовом форуме, он сказал, что значительную долю сбережений частных инвесторов в наличной иностранной валюте можно будет заменить на «инвестбриллианты», так как в сложившихся сейчас условиях держать их менее рискованно, чем наличную иностранную валюту. Бриллианты «занимают гораздо меньше места», а АЛРОСА готова обеспечить клиентам их сохранность, что важно с учетом дефицита на рынке банковских ячеек, подчеркивал чиновник.