Бизнес, 23 мая 2018, 18:52

Китай начал переговоры о покупке зернового терминала на юге России

Китайская госкомпания COFCO начала переговоры о приобретении на юге России терминала по перевалке зерна, масла и сои мощностью до 10 млн т в год. Сделка может обойтись ей в сумму до $400 млн, утверждает источник РБК
Читать в полной версии
Фото: Dado Galdieri / Bloomberg

О том, что COFCO (China National Cereals, Oils and Foodstuffs Corporation) начала переговоры о приобретении в России терминала по перевалке зерна, масла и сои мощностью до 10 млн т, РБК рассказал генеральный директор Российско-Китайского инвестиционного фонда регионального развития (ИФРР) Рустам Темиргалиев. Сейчас китайская госкомпания рассматривает три варианта — терминалы в порту Тамань, порту Темрюк и Новороссийске.

COFCO, основанная в 1949 году, входит в список 500 крупнейших предприятий мира. Аффилированные с ней компании работают в 140 странах мира. Стоимость активов COFCO оценивается в $71,9 млрд. Корпорация осуществляет закупку и торговлю зерновыми культурами, а также занимается глубокой переработкой зерна.

ИФРР выступит генеральным партнером в сделке с COFCO. Китайская сторона, по словам Темиргалиева, также планирует кредитовать российских сельскохозяйственных производителей в рамках офтейк-соглашений (соглашения о покупке продукции, которая должна быть произведена в рамках проекта, что обеспечивает его финансирование) и предоставлять авансы на 10% на закупку материалов и топлива.

Получить комментарий COFCO в среду не удалось.

Коллективный партнер

О создании Российско-Китайского инвестиционного фонда регионального развития было объявлено 4 июля 2017 года во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.

Основными инвесторами фонда являются крупнейшие государственные и частные корпорации КНР, под управлением фонда находится 100 млрд юаней (около $16 млрд). Фонд намерен инвестировать «в проекты, которые оказывают экономически значимый эффект на развитие России», говорится на его сайте.

Приоритетными для фонда являются проекты в области ядерной энергетики, инфраструктуры, логистики и новых технологий, а также проекты в рамках инициатив «Один пояс, один путь».

Китайский интерес

«Планируем уже в следующем году выйти на поставку 1,5 млн т зерна, сои и масла в Китай и стремиться к 10 млн т. Это будет крупнейший агропромышленный проект», — заявил генеральный директор ИФРР. По данным источника, знакомого с ходом переговоров, покупка терминала в России может обойтись китайской стороне в сумму до $400 млн.

Темиргалиев также сообщил, что в начале июля ожидается приезд в Россию председателя совета директоров COFCO Джао Шуанглиана (Zhao Shuang Lian). В свою очередь, Москва, по словам главы ИФРР, уже запросила у китайских властей специальную квоту (Tariff rate quota, TRQ) на поставку зерновых культур. «В настоящий момент существует ограничение на ввоз зерновых культур в Китай. Поставщик, не обладающий квотой, вынужден платить пошлину 65%, квотируемое зерно облагается пошлиной всего в 1%. Россия в отличие от США и даже Украины сегодня не имеет ни одной квоты на китайском рынке. И у нас есть уверенность, что в рамках проекта COFCO Россия ее получит», — пояснил Темиргалиев.

По его мнению, Пекин начал искать способы диверсифицировать источники поставок зерна и другой сельхозпродукции из-за обострения отношений с США.

На днях Китай и США провели переговоры по предотвращению торговой войны, договорившись о «существенном увеличении» экспорта американской сельскохозяйственной продукции и энергоносителей. Ранее президент США Дональд Трамп грозился ввести тарифы на китайские товары (речь идет об импорте на $150 млрд), а Китай заявлял о готовности ввести ответные меры. Reuters в среду сообщил о возвращении китайских компаний на американский рынок сои, к радости местных фермеров, которые сталкивались с отменой сделок в период обострения конфликта.

В сентябре прошлого года ТАСС сообщал о желании COFCO расширить поставки пшеницы из регионов России, со ссылкой на гендиректора российской «дочки» китайской компании Cofco Trading Ltd Мали Джуна. «Первая партия пшеницы была закуплена компанией в России в апреле 2017 года. Сейчас мы хотим вместе с нашими поставщиками обсудить, как лучше удовлетворить спрос китайских мельниц, и для этого узнать о производстве и качестве пшеницы в РФ, чтобы подготовиться к расширению объема импорта российской пшеницы в Китай», — сказал он. В марте этого года представители COFCO встречались с занимавшим на тот момент пост министра сельского хозяйства России Александром Ткачевым.

Увеличить экспорт

Президент Владимир Путин в новом майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставил задачу увеличить экспорт продовольствия до $45 млрд в 2024 году (в 2,2 раза по сравнению с 2017 годом). ​

Глава российского Минсельхоза в марте также говорил о стремлении наращивать экспорт, «учитывая рекордные урожаи зерновых в последние годы». «В текущем сезоне мы рассчитываем экспортировать порядка 53 млн т зерна, на сегодняшний день поставки зерновых выросли на 40% по сравнению с прошлым сезоном и превысили 38 млн т», — пояснял Ткачев (цитата по ТАСС).

Китай входит в топ-20 стран — импортеров российского зерна. По данным Россельхознадзора, в 2017/18 сельхозгоду (начался с 1 июля 2017-го) Россия экспортировала в Китай 1,2 млн т зерна и продуктов его переработки — это абсолютный рекорд в истории современной России. Основной объем экспорта в Китай приходится на соевые бобы (846,2 тыс. т), семена рапса (108,1 тыс. т), пшеницу (41,3 тыс. т), кукурузу (23 тыс. т). Поставки зерна в Китай разрешены не изо всех регионов России, и Россельхознадзор постоянно ведет переговоры по расширению этого перечня.

Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов напоминает, что COFCO — сложный переговорщик, переговоры о поставках продовольствия в Китай могут идти годами. Тем более если речь идет о поставках из южных портов, в то время как выданное китайским регулятором разрешение на импорт российского зерна распространяется только на сибирские и восточные регионы.

Однако, отмечает эксперт, у COFCO есть амбиции стать одним из лидеров мирового зернового рынка, а для этого надо активно торговать черноморским зерном. Компания может быть заинтересована в приобретении портовой инфраструктуры в России — черноморские терминалы находятся на радаре у всех крупных игроков. COFCO сможет использовать приобретенные портовые мощности прежде всего для международного трейдинга, полагает Андрей Сизов.

Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы