Бизнес, 23 июл 2015, 14:18

Х5 Retail Group откажется от охранников в своих магазинах

Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») планирует заменить охранников техническими средствами контроля. Другие ретейлеры считают, что полностью отказываться от контролеров в торговом зале пока рано
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Х5 отказывается от охранников ​

О планах отказаться от услуг ЧОП (частное охранное предприятие) и контролеров торгового зала в течение нескольких лет говорится в пресс-релизе компании Х5 Retail Group. Планируется, что им на смену придут цифровые комплексы безопасности и «тревожные кнопки» вызова полиции. Соответствующую программу Х5 Retail Group готовит к запуску.

«Основанием для внедрения программы стал ряд инцидентов с участием покупателей и сотрудников компаний-контрагентов Х5, оказывающих магазинам услуги охраны контроля торговых залов», — говорится в сообщении компании. После серии конфликтов с покупателями Х5 ужесточила принципы отношений с контрагентами, отмечается в пресс-релизе: в качестве главного приоритета было зафиксировано безусловное соблюдение прав посетителей магазинов.

«Мы планируем запустить программу в следующем году», – рассказал РБК сотрудник пресс-службы X5 Retail Group. По его словам, сейчас компания «изучает лучшие мировые практики и оценивает необходимый объем инвестиций».

X5 Retail Group подчеркивает, что прекратила сотрудничество с крупным столичным ЧОП «Норд-Вест». «Неприемлемые действия работника указанной организации по отношению к покупателю магазина «Пятерочка» стали основанием для прекращения контракта на обслуживание «Норд-Вестом» более чем 200 магазинов торговых сетей Х5», — говорится в сообщении.

По данным X5, на данный момент услуги контроля за торговыми залами и охраны магазинов X5 Retail Group в Москве и регионах оказывают более 130 юридических лиц.

Что произошло в «Пятерочке» ​

В начале июня «Московский комсомолец» сообщил, что в столичном районе Люблино в магазине «Пятерочка» ​охранник ударил ребенка электрошокером. По данным издания, ребенка заподозрили в краже мороженого. Его родители обратились в полицию. Впоследствии издание выяснило, что ребенок живет в многодетной цыганской семье, а мать мальчика признала, что семья испытывает финансовые трудности, и охарактеризовала своего сына как «самый резвый».

По факту инцидента возбудили уголовное дело по ч.2 ст.116 УК РФ (побои, совершенные из хулиганских побуждений), а охранника магазина задержали. Мужчина свою вину не признает.

В июле 34-летний житель Москвы попал в больницу с черепно-мозговой травмой и переломом височной кости. Он утверждал, что телесные повреждения ему нанес охранник магазина «Пятерочка» на улице 800-летия Москвы. Тимирязевский суд столицы 1 июля отправил охранника магазина под арест до 30 августа.​

«Пятерочка» не единственная сеть магазинов, оказавшаяся замешанной в скандале с покупателем за последнее время. 3 февраля в кронштадтском «Магните» произошел конфликт между администрацией магазина и 81-летней пенсионеркой. Женщину обвинили в воровстве трех пачек масла. В магазин была вызвана полиция, а правоохранители отвезли покупательницу в участок. Там пенсионерка скончалась от сердечного приступа.

​Директору магазина, в котором произошел инцидент, Ольге Конюховой было предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности, после того как из-за конфликта в магазине умерла блокадница. Впоследствии Кронштадтский суд Петербурга амнистировал Конюхову.

Как следят за порядком в других сетях

У каждой из крупнейших торговых компаний России свой подход к обеспечению безопасности в магазинах.  В гипермаркетах «Лента» система безопасности включает и технические средства безопасности, и специализированный персонал — охранники расставлены по периметру магазина, сотрудники службы безопасности курируют весь гипермаркет. В зависимости от формата используются различные IT-решения: системы видеонаблюдения и антикражные системы, рассказала представитель «Ленты» Яна Могилева. У «Азбуки Вкуса» персонал, обеспечивающий охрану, — штатный, а  Auchan помимо собственных сотрудников привлекает также ЧОПы, рассказали представители сетей.

«В «Дикси» за порядком следят сами работники зала», — говорит представитель компании Екатерина Куманина. По ее словам, от использования услуг специализированных компаний «Дикси» отказалась еще несколько лет назад. Традиционные посты охраны сохранились только в отдельных магазинах — в районах со сложной криминогенной обстановкой. «Дикси» использует различные комплексы контроля и защиты: видеонаблюдение, системы оповещения и вызова группы оперативного реагирования и так далее. Супермаркеты и «магазины у дома» сети «Виктория» (входит в ГК «Дикси») оборудованы специальными сигнальными рамками защиты, которые установлены на выходе после кассовой линии. 

Компании не раскрывают затраты на обеспечение охраны в своих магазинах. По данным источника РБК в менеджменте одного из крупных ретейлеров, затраты на обеспечение безопасности обычно равны или выше, чем предполагаемый ущерб, который могут нанести кражи. Общие потери продуктового ретейла от воровства и потерь по качеству по итогам 2014 года составили около 2% от оборота розничной торговли, оценивал ранее РБК директор Агентства исследований и предотвращения потерь Игорь Чумарин. Половина из этих потерь как раз приходится на воровство, отмечал эксперт. 

Опрошенные РБК ретейлеры не планирует отказываться от охранников. «При любой системе видеонаблюдения всегда есть «мертвые зоны», о которых знают профессиональные воришки. Но даже самые современные цифровые технологии, которые мы можем применить, не гарантируют отсутствие краж в магазинах, — говорит источник в одной из торговых сетей. — Все в отрасли тратят на обеспечение охраны собственным персоналом, ЧОПами, суммы, соразмерные с потерями, никто пока не моделировал ситуацию, когда в торговом зале совсем нет контролеров».

Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах