Бизнес, 23 окт 2014, 11:07

Правительство обяжет ювелиров маркировать синтетические бриллианты

Минфин считает, что в России необходимо законодательно закрепить раздельную продажу синтетических и натуральных драгоценных камней. Продавцы ювелирных изделий обязательно должны информировать потребителя о том, какой именно камень он покупает. Контроль за раздельным порядком продаж драгоценных и синтетических камней должен будет осуществлять, исходя из его полномочий, Роспотребнадзор во взаимодействии с Пробирной палатой
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

Минфин и компания «АЛРОСА» разработали поправки в законодательство о драгоценных камнях, которые обяжут отечественных ювелиров маркировать продукцию с синтетическими бриллиантами и продавать их раздельно.

На заседаниях рабочей группы комитета Госдумы по природным ресурсам, проходивших летом весной–летом этого года, Минфин поддержал поправку в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Она предусматривает, что искусственные образования, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней, не являются драгоценными камнями. Об этом РБК сообщил в среду директор административного департамента Минфина Александр Ахполов.

После принятия законопроекта можно будет вносить изменения в другие акты, которые обеспечат защиту покупателей от продажи синтетических бриллиантов под видом натуральных. Рассматриваемые поправки направлены на защиту интересов и соблюдение прав потребителей, а также обеспечение конкурентоспособности добросовестных участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, уверен Ахполов.

Сами по себе синтетические камни не являются угрозой для ювелирной отрасли – это отдельный продукт. Обеспокоенность АЛРОСА вызывает тот факт, что синтетические алмазы (бриллианты) все чаще появляются на рынке под видом натуральных – и в ювелирных изделиях на прилавках магазинов, и даже в боксах с бриллиантами, которые торгуются на алмазных биржах.

Особенно часто «подмена» происходит на рынке мелких бриллиантов, поскольку они не подлежат обязательной сертификации, их не проверяют поштучно. Это, по мнению Ахполова, вредит всем добросовестным участникам алмазной отрасли, подрывая ее репутацию и доверие потребителей, которые в этом случае тоже оказываются обманутыми.

Минфин считает, что в России необходимо законодательно закрепить раздельную продажу синтетических и натуральных драгоценных камней. Продавцы ювелирных изделий обязательно должны информировать потребителя о том, какой именно камень он покупает. 

«Необходимо в законодательном порядке обязать продавца изделий с синтетическими алмазами сопровождать эту продукцию полной информацией о происхождении камней», – говорит Ахполов. Контроль за раздельным порядком продаж драгоценных и синтетических камней должен будет осуществлять, исходя из его полномочий, Роспотребнадзор во взаимодействии с Пробирной палатой, полагает он.

По данным вице-президента АЛРОСА Андрея Полякова, только Китай ежегодно производит около 8 млрд карат синтетических алмазов. Они используются в промышленности и в науке, но около 5% потребителей готовы покупать ювелирные изделия из синтетических бриллиантов, говорит Поляков. Сегодня главная задача – обязать ювелирные дома и сети в России сообщать покупателю, что в изделиях используются синтетические камни, соглашается с представителем Минфина вице-президент АЛРОСА.

«Нет проблемы в легальности рынка искусственных бриллиантов. Есть проблема в том, что надо указывать до продажи покупателю, что это – искусственный камень, а это – натуральный. У нас пока нет понятия искусственный бриллиант, мы предлагаем его ввести», – говорит он. Искусственный – это тот, который создан человеком, а не природой.

«Мы подошли к решению этого вопроса в 2013 году. Сейчас ретейлеры идут нам навстречу с вопросом. Где гарантия, желательно 100%, что в наших изделиях синтетики не будет? Как мы можем помочь им решить проблему? Потому что если в дорогом изделии какого-либо бренда найдут синтетические алмазы, то это скандал с точки зрения репутации публичной компании и с точки зрения доверия потребителей ко всему рынку. Надо начинать с элементарных вещей – с возврата доверия со стороны потребителей», – говорит Поляков.

По его словам, когда висит много рекламы, гласящей, что кольцо с бриллиантом продается за 1500 руб., это вызывает вопрос, почему так девальвируется стоимость драгоценного камня.

«Если у нас до сих пор можно продавать бриллианты вне зависимости от их происхождения, не заботясь о том, синтетические они или натуральные, то говорить о возврате доверия сложно. Эту ситуацию нужно менять. Это работа на развитие российского рынка. Когда мы говорим, что крупнейшие рынки в мире – США, Китай, Бразилия, то почему-то забываем про Россию. Российский рынок имеет хороший потенциал роста, но существующая российская ювелирная отрасль не соответствует запросам нашего среднего класса. Поэтому россияне покупают ювелирные изделия с бриллиантами где угодно, но только не в России. В представительствах сетей в России, бутиках, которые гарантируют им соответствующее качество. Нас эта ситуация не устраивала. Мы проговорили этот вопрос с Гильдией ювелиров и приняли решение в сотрудничестве с Минфином представить в Госдуму законопроект в качестве предложения по внесению поправок в законодательство», – поясняет историю подготовки поправки в закон Поляков. 

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает