Бизнес, 23 дек 2020, 15:24

Порт Владивостока покинули 50 менеджеров из-за конфликта с FESCO

После отставки вице-президента FESCO и гендиректора Владивостокского морского торгового порта Заирбека Юсупова уволилась его команда из 50 менеджеров, не согласных с этим решением. Но все докеры остались, утверждает глава FESCO
Читать в полной версии
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

После отставки гендиректора Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) и вице-президента группы FESCO (ВМТП — ее ключевой актив) по портовому бизнесу Заирбека Юсупова порт покинула его команда из 50 человек, не согласных со сменой главы компании. Об этом на брифинге заявил президент FESCO Аркадий Коростелев, возглавивший компанию в сентябре, передает корреспондент РБК.

В ВМТП работают около 2 тыс. человек, а с учетом дочерних предприятий — 2,5 тыс., уточняет представитель FESCO. По данным на середину декабря 2020 года, объем перевозок грузов через ВМТП составил около 640 тыс. контейнеров 20-футового эквивалента (twenty-foot equivalent unit, TEU) против 624,5 тыс. TEU за весь 2019 год. Это более 10% всех контейнерных перевозок в России (по итогам 2020 года ожидается на уровне около 6 млн TEU).

После назначения Коростелева FESCO приняла решение сменить гендиректора ВМТП (им стал Роман Кухарук) и наняла компанию Alvarez & Marsal для проведения аудита в порту. «Alvarez & Marsal завершили свою работу. Они помогли не допустить вывода из порта десятков миллионов долларов», — сказал Коростелев. Против назначения Коростелева и смены главы ВМТП выступил один из крупнейших акционеров FESCO, Зиявудин Магомедов (владеет 32,5% группы), который с марта 2018 года находится под арестом по обвинению в организации преступного сообщества. Магомедов обвинил своих бывших партнеров и менеджмент в «рейдерском захвате группы», но они с этим не согласились.

Как партнеры Магомедова продали доли в FESCO

В конце 2012 года группа «Сумма» Зиявудина Магомедова вместе с партнерами — американским фондом TPG Capital и GHP Group Марка Гарбера — приобрела контрольный пакет FESCO (73,74%) у Сергея Генералова. Сумма сделки не раскрывалась, но, по данным Reuters, она могла составить $1,4 млрд.

5 октября 2020 года стало известно, что GHP Group продала 23,8% FESCO. «В условиях разразившегося акционерного конфликта на фоне пандемии, которая может создать проблемы для транспортных компаний, мы посчитали правильным выйти из капитала FESCO», — заявил РБК Гарбер, не раскрыв покупателя. Однако известно, что доля GHP отошла владельцам трех компаний — зарегистрированной на Британских Виргинских островах Domidias Ltd и российских «НоваторИнвест» и «Наутилиус», которые консолидировали 33,9% FESCO и выступили в поддержку ее нового президента Аркадия Коростелева.

20 ноября FESCO объявила, что и второй партнер Магомедова — TPG Capital — продал свою долю в компании (17,4%) совладельцу Локо-банка Михаилу Рабиновичу «на рыночных условиях». Журнал Forbes писал, что с Рабиновичем связаны и владельцы 33,9% группы (через Domidias Ltd, «НоваторИнвест» и «Наутилиус»). Но представитель FESCO опровергал это РБК.

Отставка Юсупова с поста главы порта также вызвала недовольство и работников ВМТП — в начале октября они провели несколько митингов с требованием восстановить его в должности и даже закидали касками Коростелева и Кухарука 5 октября, когда новые топ-менеджеры приехали к ним на встречу. Рабочие не понимают причин увольнения Юсупова, так как «предприятие увеличивает производительность работы, ставит рекорды по грузопереработке, прибыль увеличивается», говорила зампредседателя Российского профсоюза докеров, представитель профкома докеров ВМТП Елена Хорошун.

В Instagram порта 2 октября появилось сообщение, в котором утверждалось, что, по мнению рабочих, причиной отставки гендиректора стал конфликт между ним и руководством FESCO. В частности, говорилось в сообщении, Юсупов предъявил транспортной группе требование о возврате 19 млрд руб., заемщиком которых порт выступил в 2017 году по кредитному договору с ВТБ на сумму до $680 млн. Эти средства были направлены на погашение обязательств FESCO и других компаний группы, а ВМТП должен был обслуживать кредит. Но затем это сообщение удалили.

4 ноября рабочие порта объявили забастовку, из-за которой РЖД пришлось ограничить отправку грузов в этот порт. Ситуацию удалось стабилизировать только после того, как FESCO договорилась о партнерстве по управлению ВМТП с «Росатомом». В итоге Юсупов ушел с поста вице-президента FESCO по портовому бизнесу и порт покинула его команда. «Топ-менеджмент порта был полностью обновлен. Докеры все остались, им будет выплачена 13-я зарплата за 2020 год», — сказал Коростелев.

По словам Коростелева, инвестиции FESCO в 2020 году составили $56 млн. В 2021 году они должны вырасти до $77 млн, из них $30 млн — в железнодорожный дивизион, около $22 млн — портовый дивизион, около $16 млн — в морской дивизион, $8 млн — в развитие ИТ-технологий. «Надеемся, что часть инвестиций (дополнительных) в портовый дивизион может предоставить «Росатом» в рамках партнерства по управлению ВМТП», — добавил он. Глава FESCO уточнил, что для управления портом будет создана управляющая компания, которая будет принадлежать FESCO и структуре «Росатома», в рамках этого партнерства обсуждается совместная инвестпрограмма.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы