Бизнес, 24 фев 2022, 17:21

Аэропорты на юге России приостановили работу. Что делать пассажирам

Из-за спецоперации России на Украине более 30 аэропортов прекратили работу. Украинские авиакомпании полностью остановили рейсы, а российские сократили полеты на юг. Как это отразится на пассажирах и перевозчиках, разбирался РБК
Читать в полной версии
Фото: Виктор Лисицын / Global Look Press

Более 30 украинских и российских аэропортов прекратили работу после начала военной спецоперации на Украине в понедельник, 24 февраля. Авиавласти Украины заявили, что полеты гражданских воздушных судов в украинском небе полностью запрещены. Росавиация ввела запрет на полеты в 11 аэропортов на юге России — до 2 марта.

Какие аэропорты прекратили работу

До начала военной спецоперации на Украине, о которой президент Владимир Путин объявил рано утром в четверг, в этой стране работали 20 аэропортов. По итогам 2021 года они обслужили 16,2 млн пассажиров, сообщала Госавиаслужба. Пассажиропоток в крупнейшем украинском аэропорту Борисполь (Киев) составил 9,4 млн человек, во Львове — 1,8 млн, в Жулянах (Киев) — 1,4 млн, в Одессе — 1,3 млн, в Харькове — 1,2 млн. Сейчас все гражданские аэропорты Украины закрыты.

В России приостановлена работа 11 аэропортов на юге, находящихся вблизи от границы с Украиной. Срок запрета — 2 марта. Речь идет об аэропортах Ростова-на-Дону, Краснодара, Анапы, Геленджика, Элисты, Липецка, Белгорода, Брянска, Курска, Воронежа и Симферополя. Крупнейший из них — аэропорт Симферополя — в прошлом году обслужил 6,8 млн пассажиров, Краснодар — 5 млн, Анапа и Ростов — по 2,9 млн, Геленджик — 1 млн. В общей сумме эти 11 аэропортов в 2021 году перевезли около 20 млн человек.

Сейчас на Азово-Черноморском побережье России остался только один работающий аэропорт — Сочи (11,1 млн пассажиров в 2021 году). Но нагрузка на него в первый день российской спецоперации сократилась. Так, рейсы из Москвы в Сочи отменила крупнейшая частная авиакомпания S7 Airlines. «Аэрофлот» по-прежнему туда летает, но продолжительность рейсов увеличилась из-за необходимости облетать закрытую для полетов зону у российско-украинской границы. Более того, для полетов в Сочи «Аэрофлот» привлекает «дополнительные широкофюзеляжные самолеты большей вместимости». По «обходным» маршрутам в Сочи летают и «Уральские авиалинии», сообщила пресс-служба перевозчика.

Как пассажиры могут выбираться с юга России

Из-за прекращения работы южных аэропортов и массовой отмены рейсов вырос спрос на железнодорожные билеты, сообщил РБК представитель сервиса путешествий «Туту.ру». К примеру, спрос на билеты по железной дороге из Белгорода увеличился почти в восемь раз, из Ростова — в пять раз, из Воронежа и Ставрополя — примерно в четыре раза, из Краснодара — в три раза, из Брянска, Курска и Орла — в полтора раза.

В настоящее время РЖД ведут работу по назначению дополнительных поездов из Адлера, Анапы, Новороссийска, Сочи и других городов юга России, сообщила компания утром в четверг. В существующие составы также будут включаться дополнительные вагоны. «Цены на билеты будут зафиксированы, чтобы рост спроса не сказывался на стоимости проезда для пассажиров», — заверили в пресс-службе монополии. Там отдельно отметили, что движение пассажирских поездов на сети РЖД осуществляется по расписанию, вокзалы работают в штатном режиме.

Оперативный вывоз всех желающих с юга России будет происходить не только железнодорожным транспортом, но и автобусами, сообщила пресс-служба Минтранса. По словам представителя ведомства, «транспортных ресурсов» достаточно, чтобы люди могли покинуть юг России. Оперативным штабом Минтранса по организации работы транспортной отрасли на юге страны дано поручение РЖД, «Аэрофлоту» и частным транспортным компаниям оказывать максимальное содействие по скорейшей отправке пассажиров в конечные пункты назначения либо в выбранные пассажирами альтернативные конечные точки маршрута. В руководстве штаба также подчеркнули, что осуществляется мониторинг цен на билеты.

«Мы не в первый раз сталкиваемся с необходимостью оперативного вывоза пассажиров. Сейчас наша задача — в кратчайшие сроки обеспечить формирование альтернативных маршрутов, максимально удобных для пассажиров, чтобы каждый из них оперативно и с комфортом добрался до своего пункта назначения», — передал через пресс-службу глава Минтранса Виталий Савельев.

Кто еще прекращает полеты

Из-за спецоперации российских военных на Украине Молдавия закрыла воздушное пространство до 4 марта. В целях безопасности часть своего воздушного пространства закрыла и Белоруссия. О запрете полетов «над Украиной и соседними территориями, вовлеченными в военные действия», сообщили также авиавласти Италии. Рейс в Москву, по крайней мере на 24 февраля, отменил японский перевозчик JAL.

Как эти меры скажутся на российских авиакомпаниях

На фоне военных действий президент Украины Владимир Зеленский призвал западные страны к санкциям против России и закрытию воздушного пространства Украины. «Немедленные санкции, оборонная и финансовая поддержка Украины! Закрытие воздушного пространства над Украиной! Мир должен принудить Россию к миру», — заявил он. Полеты между Россией и Украиной не выполняются уже больше шести лет — с октября 2015 года, когда вступил в действие взаимный запрет. Тогда же были прекращены и транзитные рейсы российских и украинских авиакомпаний.

Однако санкционные риски для российских компаний, включая авиакомпании, очень велики, говорит исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Самый плохой сценарий — санкции по типу иранских, когда запрещено поставлять запчасти и самолеты, отмечает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Олександр Ланецкий. «Авиация в таких случаях страдает первой и больше, чем многие другие отрасли», — говорит Пантелеев. Но на фоне рисков для российской экономики в целом проблемы авиаторов не выглядят чем-то из ряда вон выходящим, добавляет он.

Из-за продолжающейся пандемии коронавируса пассажирская гражданская авиация России уже несколько лет генерирует существенные убытки. Крупнейшая авиагруппа «Аэрофлот» в 2020 году получила чистый убыток по РСБУ на 96,5 млрд руб., а в 2021 году — 45,6 млрд руб. К тому же компании будут нести дополнительные траты из-за отмены рейсов или облета районов, близких к военным действиям, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» по транспорту Елена Сахнова.

Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств