Бизнес, 24 июн 2015, 10:07

«Юлмарт» пойдет путем Alibaba

Российский онлайн-гигант «Юлмарт» попробует повторить успех Alibaba и Amazon. Ретейлер будет продавать на своей площадке товары других магазинов за комиссию. Для тестовых продаж выбраны «Дикая Орхидея» и «Улыбка Радуги»
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

​​Крупнейший по выручке российский онлайн-магазин «Юлмарт» протестирует возможность работы в формате marketplace, то есть превратится в площадку-агрегатор, на которой продаются товары и из других магазинов. Об этом РБК рассказал совладелец и председатель совета директоров компании Дмитрий Костыгин. Первыми на площадку «Юлмарта» выйдут «сестринские» компании ретейлера: парфюмерно-косметическая сеть «Рив Гош», обувной онлайн-ретейлер Obuv.com, сеть дрогери «Улыбка радуги», и бельевая группа «РозТех» (сети «Дикая Орхидея», «Бюстье»). Костыгин является совладельцем всех перечисленных компаний.

Равнение на Джека Ма

Идею открытия marketplace на сайте «Юлмарта» Костыгин обдумывал несколько лет. Формат предполагает, что интернет-магазин предоставляет свою онлайн-площадку и в некоторых случаях логистические мощности сторонним продавцам, взимая комиссию за каждую транзакцию. По такой схеме работают крупнейшие международные онлайн-ретейлеры: американский Amazon и китайская Alibaba Group.

«В России сложилась неплохая интернет-индустрия, свой поисковик «Яндекс», крупнейшая доска объявлений Avito, почтовый сервис Mail.ru, но нет двух важных компонентов: действительно крупного онлайн-ретейлера — все же «Юлмарт» пока не дорос до уровня китайских или индийских магазинов. И нет крупного игрока, работающего в формате marketplace», — объясняет Костыгин.

Начав продавать через «Юлмарт» товары «Дикой Орхидеи», Obuv.com, «Улыбки Радуги» и «Рив Гош», ретейлер планирует отработать технологию. «Мы хотим посмотреть, за какое время после «клика» потребителя сами компании смогут обработать и собрать заказ, а мы провести процессинг и, если необходимо, организовать доставку», — рассказывает Костыгин.

Тестировать продажи «Юлмарт» будет на популярных в российском интернете категориях товаров. Одежда и обувь (ассортимент «Дикой орхидеи», Obuv.com) вторая по объему продаж категория после бытовой техники и электроники. В 2014 году, по данным компании InSales, ее совокупный оборот составил 93 млрд руб. Весь объем рынка электронной торговли в России исследователи оценили в 612 млрд руб. На косметику и парфюмерию (их продают «Улыбка Радуги» и «Рив Гош») в онлайн-магазинах россияне потратили около 10 млрд руб.

Президент компании «РозТех» Елена Смородина подтвердила участие в пилоте онлайн-ретейлера, но подробности теста продаж компания не раскрывает. «Улыбка Радуги» тоже торгует своей продукцией в «Юлмарте», но бренда сети на торговой площадке нет. «Все зависит в основном от «Юлмарта», четких договоренностей пока нет, но стратегически мы обсуждали участие», — говорит гендиректор «Улыбки Радуги» Алексей Баулин. Он считает, что для бренда участие в проекте будет интересным, но сетует на то, что основная аудитория его магазинов в недостаточной степени «интернетизирована». «Рив Гош» пока не участвовал в пилотном проекте, сообщила директор по маркетингу сети Анастасия Кухаренко.

Эксклюзивное интервью председателя совета директоров "Юлмарт" Дмитрия Костыгина
(Видео: РБК-ТВ)

Новая структура продаж

Пока дополнительных разделов на основном сайте для партнеров «Юлмарта» нет, но, по словам Костыгина, команда уже экспериментировала с продажами обуви и недорогой косметики. Основные преобразования интернет-ретейлера произойдут в ближайшие полгода, в конце года сайт перезапустится. Изменения для новой модели работы потребуют инвестиций в несколько сотен миллионов рублей, поскольку вся необходимая инфраструктура у компании уже есть, говорит Костыгин.

Размещение товара на площадке «Юлмарта» для партнеров будет бесплатным, онлайн-продавец будет взимать комиссию за процессинг, курьерскую доставку или использование распределительного центра. Размер комиссии «Юлмарта» Костыгин не раскрывает.

По данным сооснователя Data Insight Федора Вирина, в зависимости от услуг, которые предоставляет площадка, с партнеров она взимает от 2-3% до 25% с продаж. «Комиссия приличная, а затраты для нас небольшие, потому что выстроена вся система», — объясняет выгоду такой работы для «Юлмарта» Костыгин.

В будущем он рассчитывает, что выручка в виде комиссии от продажи в формате marketplace на «Юлмарт» составит не менее трети совокупной выручки компании. В 2014 году выручка онлайн-ретейлера, которого Костыгин контролирует вместе со своим давним партнером Августом Мейером, составила $1,1 млрд. Прогноз на 2015 год — $1,3 млрд.

Для крупных онлайн-магазинов стратегия гипермаркета наиболее разумна, считает Вирин. Она увеличивает количество продаж на одного человека, снижает расходы на маркетинг, логистику и закупки, но добавление каждой новой товарной категории для «Юлмарта» непростая задача. «У разных категорий свои особенности в логистике и хранении», — говорит эксперт.

Партнеры «Юлмарта» за счет marketplace смогут серьезно снизить свои расходы на маркетинг. «Многие магазины в Штатах уже практически не покупают контекстную рекламу, они размещают свои товары на сайтах-агрегаторах, это будущее онлайн-торговли», — добавляет Вирин.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей