Бизнес, 24 окт 2018, 08:30

«Ессентуки» попросили Минпромторг ввести маркировку минералки

Компания «Холдинг Аква», которая вскоре консолидирует весь выпуск «Ессентуков», попросила Минпромторг ввести маркировку минеральной воды. Декларируемая цель — борьба с контрафактом, доля которого на рынке может достигать 80%
Читать в полной версии
Фото: holdingaqua.ru

Компания «Холдинг Аква» — «дочка» государственного АО «Кавминкурортресурсы», которая планирует консолидировать все производство «Ессентуков», — обратилась к министру промышленности и торговли Денису Мантурову с инициативой провести эксперимент по маркировке минеральной воды. В письме гендиректора Сулеймана Вагапова (копия есть у РБК) компания предлагает «рассмотреть возможность проведения добровольного эксперимента» для товаров, относящихся к сфере ее деятельности, «в национальной системе маркировки и прослеживаемости». Если эксперимент будет удачным, то «Холдинг Аква» просит включить минералку в список обязательных для маркировки товаров.

Сулейман Вагапов подтвердил РБК, что «Холдинг Аква» предлагает в качестве эксперимента маркировать разливаемую на ее производстве минеральную воду. На первом этапе, в 2019 году, планируется маркировать только «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17», затем эксперимент может распространиться и на другую выпускаемую предприятием воду. Компания, как уверяет Вагапов, «долгое время изучала этот вопрос» и проводила консультации с оператором единой системы маркировки — Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). «Надеемся, уже в ближайшее время мы сможем отслеживать каждую бутылку, каждый литр минеральной воды от скважины до потребителя по принципу системы ЕГАИС, применяемой при обороте алкогольной продукции», — добавил Вагапов.

ЦРПТ готов начать адаптацию системы маркировки для минеральной воды, «если такое решение будет принято регулятором совместно с бизнесом», сообщил РБК замгендиректора центра Реваз Юсупов. По его словам, совместно с профильными ассоциациями создается рабочая группа, свое участие уже подтвердили idS Borjomi International (выпускает «Святой источник» и «Боржоми»), «Сенежская», «Королевская вода», а с «Холдингом Аква» обсуждается начало тестирования технологии на ее производстве.

В Минпромторге на запрос РБК на момент публикации не ответили.

Монополия на «Ессентуки»

«Холдинг Аква» владеет скважинами Ессентукского месторождения в Ставропольском крае, компания производит минеральную воду под брендами «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17», «Нагутская», «Славяновская», «Смирновская». Холдинг был зарегистрирован в декабре 2017 года, его акционеры — государственное АО «Кавминкурортресурсы» (владеет 25%) и частный инвестор Егор Логинов, который контролирует 75% компании через ООО «Аква Инвест». Именно «Холдингу Аква», как сообщал ранее РБК со ссылкой на источники, в скором времени может полностью перейти контроль над производством знаменитых «Ессентуков». Сейчас под контролем компании Егора Логинова уже находится один из трех владельцев скважин, где добываются «Ессентуки», — ООО «Холод-Розлив», ранее принадлежавший структурам АФК «Система». Переговоры по покупке у PepsiCo третьего крупнейшего производителя (Ессентукского завода минеральных вод на КМВ), по словам источников РБК, на завершающей стадии.

Контрафактная вода

Маркировка нужна из-за «катастрофически возросшей» доли контрафакта на рынке лечебно-столовой и минеральной воды, объясняется в письме в Минпромторг. Только «Ессентуков № 4» и «Ессентуков № 17» на рынок поступает в два раза больше, чем добывается: по данным Nielsen, на которые есть ссылка в письме, в России ежегодно продается до 150 млн л минеральной воды, которая позиционируется как «Ессентуки», хотя официально из скважин добывается 104 млн л в год. Как сообщали ранее в «Кавминкурортресурсах», в 2017 году минеральной воды под брендом «Ессентуки» было продано на 5 млрд руб. Оборот контрафактной минеральной воды негативно отражается на доходах государства и легальных производителей, и решение этой задачи является «задачей государственной важности», убеждены в компании.

Производство фальсифицированной минеральной воды считается одним из наиболее коммерчески выгодных и приносит владельцам подпольных цехов огромный сезонный доход, ​говорится в отчете об исследовании питьевой минеральной воды международной ассоциации «Антиконтрафакт». Доля подделок на этом рынке, по данным аналитиков, — от 50 до 75% всего его объема. По оценкам Вагапова, доля контрафакта в минеральной воде достигает «60%, а местами и 80%». Речь идет о рынке, объем которого превышает $1,2–1,5 млрд и который растет на 12–15% в год. К 2021 году объем рынка минеральной воды может достигнуть 8,6 млрд л.

Цифровая маркировка позволит гарантировать покупателю, что вода, которую он покупает, подлинная, уверяет Юсупов. По его мнению, маркировка выгодна и легальным производителям, которые смогут защитить свой бренд, контролируя путь продукции от завода до потребителя, и увеличат долю рынка после ухода с рынка контрафакта.

Большинство участников Союза производителей безалкогольных напитков (входят Coca-Cola, PepsiCo, «Нарзан», «Аквалайф» и другие) готовы рассмотреть вопрос об участии в эксперименте по маркировке минеральной воды только по результатам пилотных проектов по другим товарам, прокомментировал РБК президент союза Максим Новиков. Внедрение различных систем прослеживаемости товаров (ЕГАИС, RFID-метки, «Меркурий», онлайн-кассы) уже привело к «значительному росту издержек» участников рынка на закупку оборудования, разработку и адаптацию ИТ-решений, обучение персонала. Для малых и средних предприятий, на долю которых приходится 50% производства безалкогольных напитков, инвестиции в маркировку могут обернуться банкротством, предупреждает он. У крупных производителей издержки могут отразиться на конечной стоимости продукции, опасается Новиков.В компании PepsiCo сообщили, что комментировать инициативу введения маркировки пока не готовы.

Сколько ЦРПТ может заработать на маркировке «Ессентуков»

Разработать для борьбы с контрафактом Единую национальную систему маркировки продукции до 2024 года поручал премьер-министр Дмитрий Медведев. Оператор системы, который занимается ее разработкой и внедрением, — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого. С 2016 года маркируются изделия из меха, в 2017 году стартовала добровольная маркировка лекарств. Система работает так: на каждую единицу товара наносится уникальный код, а все сведения о них поступают в единую информационную систему. По оценке оператора, прослеживаемость каждого товара может стоить 50 коп., однако стоимость услуги должно установить правительство. Если исходить из того, что легально добытые 104 млн л «Ессентуков» разливались в бутылки объемом 0,5 л, то ЦРПТ может заработать на их маркировке 104 млн руб. Для сравнения: заработок от маркировки сигарет, по подсчетам РБК, по данным за 2017 год, мог бы составить 6,25 млрд руб.

Выводят на чистую воду

Контрафакт на рынке минеральной воды «имеет место быть», и идея может «выстрелить», как было с маркировкой шуб, признает один из участников рынка. Издержки производителей будут зависеть от типа маркировки, но в любом случае приведут к удорожанию минеральной воды, хотя и не критичному, добавляет он. По оценкам другого источника РБК в отрасли, затраты на оснащение одной линии розлива оборудованием для маркировки составляют около €30 тыс., то есть для производителей может идти речь об «издержках в сотни тысяч евро».

Разливать «Ессентуки» могут не только компании, которые добывают воду из скважин, но и производители, получившие соответствующее свидетельство о наименовании места происхождения товара (НМПТ) в Роспатенте, следует из письма в Минпромторг. Лицензия на добычу из скважин воды, которая по ГОСТу может называться «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17», есть только у трех компаний: крупнейшая из них — АО «Кавминкурортресурсы», ООО «Холод-Розлив» и Ессентукский завод минеральных вод на КМВ, принадлежащий корпорации PepsiCo. При этом минералку «Ессентуки», ​по данным потребительской панели GfK, производят более 20 компаний, среди которых крупнейшие — «Аква-Вайт», PepsiCo, ЗАО ​«Водная компания «Старый источник».

«Холдинг Аква» и ее акционер «Кавминкурортресурсы» борются с недобросовестными бутиляторами «всеми доступными способами», утверждает Вагапов. Воду, которая добывается не на Ессентукском месторождении, по его словам, признавали контрафактом УФАС и Арбитражный суд по Ставропольскому краю, в силу вступили решения суда против ЗАО «Водная компания «Старый источник» и ООО «Объединенная водная компания».

Крупные федеральные торговые сети «не принимают никаких мер, чтобы оградить покупателя от фальсификата и контрафакта, несмотря на решения судов, продолжая реализовывать подобный товар в своих точках продаж», отмечает в письме Вагапов. «Ессентуки» производства «Водная компания «Старый источник» есть в ассортименте магазинов «Перекресток» и «Ашан». Но представитель X5 Retail Group отметил, что в розничных сетях «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» контрафактный товар не реализуется: сейчас в ее магазинах продается только вода производителей, имеющих необходимые документы, подтверждающие право на использование на этикетке зарегистрированного НМПТ «Ессентуки». Представитель «Ашана» отказался от комментариев.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году