Правительство предоставит «Трансаэро» госгарантии на 9 млрд руб.
Правительство планирует предоставить госгарантии по кредитам «Трансаэро», привлекаемым в 2014 году, на сумму до 9 млрд руб. Об этом говорится в проекте постановления кабмина, опубликованном на сайте regulation.gov.ru. Проект разработал Минфин. Перевозчик привлекает кредит на срок от трех до семи лет «на финансирование своей основной производственной и операционной деятельности», говорится в проекте. Срок исполнения обязательств наступает после 1 января 2017 года.
Решение о выдаче госгарантий по кредитам было принято полторы недели назад на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассказал РБК один из участников встречи. Но тогда речь шла о двух авиакомпаниях: «Трансаэро» и UTair.
Собеседник РБК в одном из профильных ведомств рассказал, что госгарантии в итоге решили предоставить только «Трансаэро». «Менеджмент этой авиакомпании был более настойчив», – рассказывает он. Кроме того, от деятельности «Трансаэро», второй по величине компании в России, зависит работа многих крупных аэропортов страны, объясняет он.
Для Utair рассматривается другой механизм выхода из сложной экономической ситуации, сказал источник РБК, близкий к авиакомпании. Речь идет о том, что Сбербанк как крупнейший кредитор авиакомпании может зайти в ее акционерный капитал, говорит он. Источник РБК, знакомый с кредиторами компании и знающий о планах реструктуризации долга, говорил, что конвертация долга Utair перед Сбербанком в акционерный капитал возможна, если будут согласны все кредиторы и будет найден инвестор.
Источник, близкий к UTair, сказал, что банк может войти в акционерный капитал совместно с нынешним владельцем компании – НПФ «Сургутнефтегаз». Официальный представитель UTair информацию не комментирует.
Собеседник РБК в авиакомпании «Трансаэро» рассказал, что кроме механизмов госгарантий будет расширяться линейка субсидируемых маршрутов. Совещание в правительстве по этому поводу пройдет в ближайшее время, в том числе с участием авиакомпании, пояснил он.
Представитель «Трансаэро» не ответил на звонок РБК.
Ранее в интервью «Ведомостям» вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что о наличии проблем заявили вторая и третья по пассажирообороту российские компании – «Трансаэро» и UTair. На вопрос о том, на сколько остро стоит проблема у «Трансаэро», Дворкович ответил, что «не готов оценить остроту, у всех ситуация непростая».
По его словам, правительство обсуждает два инструмента поддержки российских авиакомпаний – это госгарантии по кредитам и субсидирование внутрироссийских маршрутов. «Это [госгарантии] сильнодействующий инструмент, поскольку повышает заинтересованность банков урегулировать проблемы», – пояснил Дворкович.
Говоря о субсидировании, Дворкович пояснил, что правительство готово подумать о расширении линейки таких маршрутов, «чтобы сделать полеты по этим направлениям безубыточными для компаний». «Цена этой меры с точки зрения бюджета очень небольшая – это сотни миллионов рублей, максимум один-два миллиарда, и такие средства можно изыскать, зато в итоге плюс и для пассажиров, и для компаний», – рассказал Дворкович. Но вице-премьер отметил, что в этом случае важны и действия со стороны самих перевозчиков. При этом он сообщил, что для всех авиакомпаний набор инструментов поддержки единый.
21 декабря ТАСС со ссылкой на два источника сообщил, что «Трансаэро» обратилось за господдержкой. По данным собеседников агентства, знакомых с ситуацией, в компании утверждали, что долги компании могут привести к приостановке полетов еще до Нового года. Тогда чиновник, близкий к Минтрансу, заявил, что помощь компании будет оказана, но не указал, в каком объеме.
Источник пояснил, что глава компании Ольга Плешакова в первой половине декабря проинформировала правительство о риске приостановки полетов уже до конца года.
В тот же день пресс-служба «Трансаэро» опровергла информацию о возможной приостановке полетов. При этом в заявлении перевозчика не подтверждались и не опровергались сведения об обращении за господдержкой. «Обращение и получение государственной поддержки широко применялось как в период 2008–2009 годов, так и применяется в настоящее время для ряда крупнейших банков и других компаний, поскольку именно крупнейшие банки и компании во всех отраслях являются системоообразующими и вместе с тем в наибольшей степени испытывают влияние кризисной ситуации», – говорилось в заявлении.
Информация о том, что «Трансаэро» обращалось за государственной поддержкой, в СМИ появлялась несколько раз. 23 сентября 2014 года об этом сообщил «Коммерсантъ», а в начале октября источникам Интерфакса стало известно, что перевозчик попросил у правительства предоставить госгарантии по кредитам в размере до 10 млрд руб.
В «Трансаэро» эту информацию опровергали. Но представитель Министерства экономического развития РБК факт обращения компании подтвердил. «Министерство проинформировало авиакомпанию о существующих правилах предоставления госгарантий, при соблюдении которых заявка может быть рассмотрена. Запросов от других авиакомпаний в Минэкономразвития не поступало», – сообщили тогда в министерстве.
При этом сама Плешакова в интервью «Ведомостям» рассказывала, что письма в правительство со своими вариантами возможной поддержки «Трансаэро» направляла в ответ на просьбу Минтранса высказать предложения о компенсации расходов на облет территории Украины. Ранее министр транспорта Максим Соколов сообщил, что затраты «Трансаэро» на облет Украины ежемесячно составляют $3 млн.
По пассажирообороту «Трансаэро» входит в число десяти крупнейших авиакомпаний Европы и 35 крупнейших авиаперевозчиков мира.