Мантуров объяснил причины неудач Superjet 100 за рубежом
Глава Минпромторга Денис Мантуров назвал в интервью телеканалу РБК основные причины отказа иностранных авиакомпаний от эксплуатации российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100. По его словам, это произошло из-за отсутствия опыта сервисного обслуживания и ставки на большой объем поставок.
«У нас, к сожалению, не был сформирован опыт по сервисному обслуживанию. Мы погнались за количеством. В первые годы производства Sukhoi Superjet вышли на масштаб [почти в] 40 самолетов [в год], — вспоминает Манутров. — Не обеспечили производство ни длинноцикловых запчастей, ни логистических складов, а также не сформировали цепочки сервисных центров на зарубежных рынках, куда мы начали поставлять свою технику».
В начале 2019 года газета «Ведомости» сообщила, что CityJet, единственный европейский эксплуатант SSJ, отказался от семи самолетов, которые сдавались авиакомпании Brussels Airlines в «мокрый» лизинг (с экипажами). CityJet подписала в конце 2015 года контракт на поставку 16 SSJ с опционом еще на 15. Она планировала использовать их вмеcто возрастных Avro RJ85 английского производителя British Aerospace. Но Brussels Airlines отказалась арендовать самолеты российского производства, объяснив это нехваткой запасных частей, из-за которой эти машины долго простаивали.
Второй зарубежный эксплуатант SSJ — мексиканская Interjet (приобрела 22 из 30 заказанных лайнеров) — летом 2019 года также пыталась от них избавиться. Недопоставленные SSJ для Interjet входят в список 59 невостребованных лайнеров, которые будут поставлены российским авиакомпаниям в течение двух лет в рамках программы господдержки, сообщили РБК в августе 2020 года топ-менеджер одной из авиакомпаний — эксплуатантов этого самолета, а также два источника, близких к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех», ее дочернее предприятие «Гражданские самолеты» производит SSJ).
По словам главы Минпромторга, чтобы не повторить неудачный опыт c SSJ, одновременно с подготовкой серийного производства перспективного российского среднемагистрального МС-21 стартовала программа по созданию цепочки складских запасов с запчастями. У МС-21 будет два двигателя — российский ПД-14, который будет поставляться на внутренний рынок с конца 2022 года, и американский PW1400G-JM компании Pratt&Whitney, c которым лайнер будет поставляться на зарубежные рынки, пояснил Мантуров. 15 декабря МС-21 совершил первый полет с двигателем ПД-14.
«У клиента всегда должна быть опция, так поступают все — у Boeing и Airbus всегда по два двигателя. Выбор зависит от того, какой парк судов у авиакомпании, какие двигатели и на что заточены их сервисные мощности», — пояснил министр.