Бизнес, 25 янв 2018, 14:07

В России в 2017 году закрылось более 100 автодилерских центров

Несмотря на рост продаж легковых автомобилей в 2017 году, число дилерских центров сократилось в России почти на 3%, до 3410 салонов, сообщила ассоциация автодилеров. Всего с 2014 года закрылось почти 700 центров
Читать в полной версии
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

По итогам 2017 года число автодилерских центров в России сократилось на 2,9%, с 3513 до 3410, ​ сообщил в четверг, 25 января, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев, передает корреспондент РБК. Это произошло, несмотря на то что в прошлом году российский рынок продаж новых автомобилей вырос на ​11,9%, до 1,596 млн штук (данные Ассоциации европейского бизнеса).

Но роста продаж новых автомобилей оказалось недостаточно: в 2013–2016 годах рынок падал, сократившись более чем в два раза. «Рыночная ситуация такова, что сеть, которая есть, избыточна при текущих объемах рынка»​, — отметил Мосеев. К тому же, по его словам, многие дилеры не смогли улучшить свое финансовое положение и договориться с банками. «Нельзя говорить, что закрылись только небольшие дилерские автоцентры, сокращение было и у крупных сетей, например уход «Независимости» с рынка, сокращение числа автосалонов у Genser», — добавляет глава РОАД.

Пять автомобильных брендов из топ-10 по количеству продаж сократили количество дилерских центров, следует из презентации РОАД. Количество центров Renault сократилось на 20, до 150, Lada — на 13, до 315, Ford — на восемь, до 105, Nissan — на семь, до 136, Skoda — на пять, до 123.

Однако количество дилерских центров китайских брендов выросло с 411 до 436 штук, сообщил глава РОАД на пресс-конференции об итогах прошлого года, передает корреспондент РБК. В топ-30 по продажам автомобилей в России входят две китайские марки — Lifan и Chery. Рост числа автосалонов китайских брендов обусловлен появлением новых брендов и наращиванием сети уже работающих в России (Haval, Changan и другие), отмечает Мосеев.

При этом из-за сокращения автоцентров выросла эффективность дилеров: количество новых машин, проданных одним автосалоном, за год выросло на 13,3%, с 405 до 467. По вторичным автомобилям — рост на 19,3% (до 202 машин на один автоцентр).

Согласно презентации РОАД, количество дилерских центров падает с 2014 года, когда их было 4100. За три года дилерская сеть в России сократилась почти на 700 точек.

Как писал РБК, в первом полугодии 2017 года количество дилерских центров в стране выросло на 17 штук. Однако тогда участники рынка и эксперты предупреждали, что это временное явление. «Динамика выручки, как и продажи автомобилей в штуках, не вполне точно отражает ситуацию на рынке: большое количество дилерских центров сегодня убыточны, они балансируют около нуля или вовсе работают в минус», — пояснила тогда PR-директор дилерской сети «Рольф» Светлана Браницкая.

Во втором полугодии 2017 года автодилер «Независимость» оказался в предбанкротном состоянии и закрыл все свои центры в Москве. Общая задолженность группы составляла около 6 млрд руб. Ее основными кредиторами являются Газпромбанк и Сбербанк. В ноябре Газпромбанк подал иски о банкротстве к некоторым подразделениям «Независимости», их рассмотрение назначено на конец февраля. В конце ноября от Renault из-за дорогостоящей аренды площадки отказался автодилер Genser.

Насколько еще может сократиться дилерская сеть в 2018 году, ни РОАД, ни автодилеры не берутся прогнозировать. «Учитывая низкую маржинальность автобизнеса и высокую стоимость заемных финансов, потребность в больших оборотных средствах, площадях и количестве персонала, изменение ландшафта розничного автомобильного бизнеса продолжится еще более высокими темпами в сторону уменьшения», — считает председатель правления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович. По его словам, основная проблема — это неверный расчет финансовой нагрузки и системы внутренних расходов автодилеров.

Заместитель председателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев замечает, что не все бренды закрывают дилерские центры, некоторые, наоборот, расширяются. «В брендах с отрицательной рентабельностью, скорее всего, продолжится сокращение дилерской сети или будут происходить замещения среди дилеров (автопроизводители будут менять партнеров среди дилеров. — РБК)», — считает он. По мнению Зиновьева, общее число дилерских салонов вряд ли не изменится. ​

Согласно прогнозу Мосеева, продажи новых автомобилей в 2018 году вырастут на 6,5%, до 1,7 млн, поддержанных — на 2%, до 5,4 млн штук. Ранее прогноз относительно продаж новых автомобилей делал японский Mitsubishi, который ожидает рост на 11%.

Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ