Бизнес, 25 мар 2015, 21:53

Власти Москвы выставили на продажу треть ЦУМа за 4,3 млрд руб.

Спустя шесть лет после неудачной попытки прежних столичных властей продать городские площади в здании ЦУМа чиновники вновь объявили аукцион. На этот раз они продают больше площадей, а их цена вдвое ниже
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

Москва выходит из ЦУМа

Аукцион по продаже 19 тыс. кв. м площадей ЦУМа, принадлежащих ГУП «Московское имущество», состоится 30 апреля, говорится в сообщении департамента города Москвы по конкурентной политике. Участники торгов смогут претендовать на построенные в 1974 году нежилые помещения площадью чуть больше 7 тыс. кв. м, которые достались городу по условиям инвестконтракта с Торговым домом ЦУМ, и на историческое семиэтажное здание 1906 года постройки («Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз», 12,3 тыс. кв. м).

Стартовая цена лота составит 4,3 млрд руб. Таким образом, цена квадратного метра ЦУМа будет начинаться от 230 тыс. руб., говорится в сообщении департамента.

Выставленный на продажу объект представляет собой нежилое здание и нежилые помещения по улице Петровка, д. 2, строения 1 и 2. Имея общую площадь, он​и неразделимо связаны общим пространством, общими перекрытиями и единой кровлей, подчеркивается в пресс-релизе тендерного комитета.

Историческое семиэтажное здание ЦУМа с подземным гаражом площадью 12 270,4 кв. м построено в 1906 году и является объектом культурного наследия регионального назначения «Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз».

Нежилые помещения общей площадью 7082,9 кв. м расположены в здании по адресу: ул. Петровка, д. 2, стр. 2. Здание построено в 1974 году и представляет собой шести-семиэтажный объект с четырьмя подземными этажами. Продаваемые помещения расположены на четвертом-седьмом этажах. Большая часть площадей сосредоточена на пятом-седьмом этажах здания, небольшое помещение площадью 262,5 кв. м находится на четвертом этаже. Помещения переданы в аренду ОАО «Торговый дом ЦУМ» (принадлежит компании Mercury) на основании договора аренды сроком до 31 октября 2022 года.

Новый владелец обязан соблюдать все охранные обязательства согласно законодательству при эксплуатации объекта для сохранения его культурной и исторической ценности. Историческое здание передано в аренду ОАО «Торговый дом ЦУМ» на основании охранно-арендного договора сроком до 31 декабря 2045 года.

Ниже рынка

Общая площадь ЦУМа составляет 64 тыс. кв. м. На сегодняшний день 45 тыс. кв. м торгового центра принадлежат компании Mercury. Акции ЦУМа Mercury приобрела в 2002 году у председателя совета директоров торгового центра Льва Хасиса и дружественных ему структур. Эксперты «Ведомостей» тогда оценивали сделку в $60 млн. Общую стоимость ЦУМа Forbes оценивает в $520 млн.

Скорее всего, именно Mercury является главным претендентом на оставшиеся площади ЦУМа, считают эксперты, опрошенные РБК. В самой компании отказались комментировать, будет ли она участвовать в аукционе.

Цена, по которой выставляются площади ЦУМа, ниже рыночной, уверен региональный директор по развитию бизнеса Colliers International Владимир Сергунин. «Рыночная стоимость этого здания — 700 тыс. руб. за 1 кв. м, — говорит он. — Именно до такой цены, я думаю, может подняться стоимость площадей в ходе аукциона. Таким образом, общая стоимость лота может составить 13,3 млрд руб.».

С такой оценкой согласен и управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Цена в 4,3 млрд руб., которую выставила Москва, вполне адекватна, поэтому на аукцион, помимо Mercury, могут выйти и другие претенденты, добавляет он. «Войти в актив с миноритарным пакетом будет достаточно рискованно, поэтому заявленная стоимость учитывает риск возникновения сложностей во взаимоотношениях с основным собственником, — объясняет Ковалев. — Аукцион заинтересует только претендентов, обладающих сильным административным ресурсом». Компания Mercury также выйдет на аукцион и, скорее всего, предложит самую высокую цену, уверен Ковалев.

В ГК «Ташир» Самвела Карапетяна, которую опрошенные РБК эксперты называли в числе возможных претендентов на треть ЦУМа, отказались комментировать участие в торгах. В ГК «ДжамильКо» (один из крупнейших игроков на розничном рынке) сказали, что вряд ли компания выйдет на аукцион: торги потенциально интересны только Mercury.​ Представитель ГК «БИН» также сказал, что компания не будет участвовать в аукционе.

В департаменте города Москвы по конкурентной политике сказали, что не представляют, кого может заинтересовать предложение о приобретении ЦУМа. «Мы ни на кого конкретно не рассчитываем, — сказали в пресс-службе. — Ситуация абсолютно непредсказуемая».

По оценке компании Shop & Mall, арендные ставки в ЦУМе на сегодня составляют от $1,3 тыс. до $3,2 тыс. за 1 кв. м в год. Окупить затраты на приобретение площади, выставляемой Москвой, при хорошем раскладе новый владелец сможет за десять лет, подсчитал Ковалев.

Попытка номер три

Столичные власти не впервые пытаются продать площади ЦУМа. В 2008 году Москва предлагала Mercury выкупить шестой и седьмой этажи второй очереди торгового комплекса, которыми столица владеет по инвестконтракту. Однако цену в $16 тыс. за 1 кв. м компания посчитала слишком высокой и отказалась от предложения.

В 2009 году столичные власти снизили стартовую стоимость лота вдвое, до $8 тыс. за 1 кв. м. Сначала торги были назначены на 29 сентября, затем перенесены на 3 ноября, однако из-за отсутствия претендентов так и не состоялись.

Компания Mercury была основана в 1993 году Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным. Mercury начала свою историю с одноименного мультибрендового магазина ювелирных украшений и часов. Сегодня компания является одним из лидирующих ретейлеров на российском рынке предметов роскоши и услуг и официальным представителем нескольких ювелирных, часовых, автомобильных, интерьерных и fashion-марок премиум-класса. Mercury принадлежат такие проекты в Москве, как «Третьяковский проезд», ЦУМ, «Барвиха Luxary Village». В 2013 году Forbes оценивал выручку компании в 37 млрд руб.

Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока