Бизнес, 25 июл 2017, 13:39

ФАС обвинила крупнейшие фармкомпании в создании проблем при проверках

Российские фармкомпании «Биокад» и «Фармстандарт» препятствуют проверкам ФАС. Создание сложностей при проверках свидетельствует о том, что «им есть что скрывать от антимонопольных органов», уверены в ФАС
Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

ФАС России проводит проверку фармацевтической компании «Биокад» и крупнейшего производителя лекарств в России «Фармстандарт», обе компании препятствуют этому процессу. Об этом говорится в сообщении антимонопольной службы в официальном Telegram-канале.

«Биокад» проверяется по подозрению в крупном картеле на торгах. Против компании составлен протокол о воспрепятствовании проведению проверки. «Фармстандарт» также мешает проверке и отключила сетевые диски.

«Такие действия компаний демонстрируют, что им есть что скрывать от антимонопольных органов», — заключили в ФАС.

Как заявил РБК представитель ФАС, компанию «Биокад» подозревают в участии в картеле при закупках по программе «Семь нозологий». Представитель антимонопольного ведомства не уточнил, о каких суммах закупок идет речь, однако, по его словам, это «десятки миллиардов рублей». Компания «Фармстандарт» также подозревается в картельном сговоре, однако идет ли речь о том же картеле, что и в случае с «Биокадом», или о разных, пока не ясно.​

Как позже пояснили РБК в пресс-службе ФАС, обе компании уже обеспечили сотрудникам антимонопольного ведомства доступ к своим материалам для проведения проверки.

«Фармстандарт» отказался от комментариев. В «Биокад» объяснили «препятствия» технической ошибкой сотрудника компании, который не был уведомлен о проверке ФАС. «В данный момент компания активно сотрудничает с ФАС России и предоставляет всю необходимую информацию в рамках проводимой проверки», — заявили РБК в «Биокаде».

Владельцем «Фармстандарта» является бизнесмен Виктор Харитонин. Один из самых известных препаратов компании — противовирусное средство «Арбидол», которое «Фармстандарт» производил до октября 2014 года. Затем «Арбидол» вместе с рядом других безрецептурных лекарств перешел в портфель компании «Отисифарм» (юрлицо, которое было выделено в ходе реорганизации из «Фармстандарта» в 2013 году и также принадлежит Харитонину).

30% «Биокада» принадлежат ее основателю Дмитрию Морозову. В мае 2014 года 70% «Биокада» приобрели Millhouse Capital Романа Абрамовича и «Фармстандарт». Millhouse Capital получила 50% компании, а компания Харитонина 20%. При этом последняя заплатила за свою долю $100 млн. Однако через два года Millhouse продала свою долю бизнесмену Валерию Егорову — партнеру Харитонина.

Программа «Семь нозологий», о которой говорит представитель ФАС — это госпрограмма закупок дорогостоящих лекарств от редких заболеваний (таких как гемофилия, муковисцидоз, болезнь Гоше и другие). Как писал РБК в апреле со ссылкой на данные маркетингового агентства DSM Group, «Фармстандарт» занимает 19-е место среди компаний-поставщиков «Семи нозологий». Другая подконтрольная Харитонину компания — «Генериум» — заняла в этом списке шестое место. При этом «Генериум» в 2016 году являлась вторым крупнейшим поставщиком препаратов от гемофилии (поставки компании составили 2,3 млрд руб., при том что общий объем закупок — 8,2 млрд руб.).

Осенью 2016 года «Генериум» зарегистрировала совместное предприятие с ирландской корпорацией Shire (входит в топ-30 крупнейших публичных фармкомпаний мира по версии Forbes). Shire, в свою очередь, владеет фармпроизводителем Baxalta, препараты которого обеспечили основной объем закупок лекарств от гемофилии в 2016 году. Таким образом, СП Shire и «Генериум» под названием SG Biotech контролирует около 70% рынка госзакупок лекарств от гемофилии.

Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти