Бизнес, 25 июл 2019, 15:24

«Вера-Олимп» получила разрешение на покупку лидера рынка наружной рекламы

В отрасли может появиться суперигрок на базе трех существующих компаний
Рекламная группа «Вера-Олимп» договаривается о покупке почти половины бизнеса своего конкурента — крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor. ФАС уже одобрила ходатайство на покупку лидера рынка
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Суть сделки

Рекламная группа «Вера-Олимп» направила в Федеральную антимонопольную службу ходатайство на покупку 48,57% Russ Outdoor, сообщили РБК три источника, близких и к покупателю, и к продавцу. В ФАС действительно поступило ходатайство на покупку долей и прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности ООО «Русс Аутдор» и связанных с ним компаний, подтвердил представитель службы. Чуть позже он уточнил, что ходатайство уже одобрено.

Подтвердил факт подачи ходатайства и управляющий директор Russ Outdoor Жан-Эммануэль де Витт.

В ходатайстве заявитель просит разрешение на покупку 100% бизнеса Russ Outdoor, но в действительности претендует менее чем на половину, уточняет источник, знакомый с поданными в ФАС документами.

Свои пакеты, как утверждают собеседники РБК, продают три из пяти акционеров Russ Outdoor: американский инвестор, основатель телеканала СТС Питер Герви (21,85%), бывший управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев и его партнеры (20,72%), а также член совета директоров Альфа-банка Андрей Косогов (6%).

Два других акционера — ВТБ (26,43%) и французская группа JCDecaux (25%) — не будут использовать право преимущественного выкупа выставленных на продажу пакетов. Продажа 48,57% Russ Outdoor была согласована ВТБ и JCDecaux еще в начале июля, рассказали три собеседника РБК, близких к сторонам сделки.

Максим Ткачев и представитель ВТБ отказались от комментариев, содиректор JCDecaux Жан-Франсуа Деко не ответил на запрос. Связаться с Питером Герви и Андреем Косоговым не удалось.

Предмет сделки

Russ Outdoor — крупнейший в стране оператор наружной рекламы. На конец апреля, по результатам мониторинга исследовательской компании «Эспар-Аналитик» в 50 крупнейших городах страны, у компании было около 22,4 тыс. рекламных поверхностей общей площадью 256,7 тыс. кв. м.

Возможную выручку Russ Outdoor в этих городах за четыре месяца 2019 года, без учета небольших форматов, «Эспар-Аналитик» оценивает в 1,7 млрд руб. Аналогичный показатель ближайшего конкурента — группы Gallery — 1,2 млрд руб.

Последние финансовые результаты Russ Outdoor известны за 2017 год: тогда чистый убыток по МСФО составил 715,6 млн руб., операционная прибыль равнялась 699 млн руб., выручка — 9,9 млрд руб. ВТБ, один из акционеров компании, еще в 2015 году открыл ей кредитную линию на 10 млрд руб., основные выплаты по этому кредиту приходятся на июнь 2020 года.

Участник сделки

Покупателем выступает один из конкурентов Russ Outdoor — группа «Вера-Олимп», владельцами которой сейчас являются Леван и Роберт Мирзояны, а также Берхан Барахоев. В ФАС уточняют, что ходатайство поступило от ООО «Стинн», учредителем которого сейчас, по данным ЕГРЮЛ, выступает Григорий Садоян.

Ранее РБК писал о том, что «Стинн» в 2018 году выкупил у ВТБ права по кредитному договору, заключенному с ЗАО «Олимп», головной структурой «Вера-Олимп». Тем самым «Стинн» получил фактический контроль над «Вера-Олимп». Ранее гендиректором и совладельцем «Стинна» был Роберт Мирзоян, свидетельствует база СПАРК.

На рекламном рынке Леван и Роберт Мирзояны ранее были известны как совладельцы «Фокус Медиа Групп», которая занималась размещением рекламы в Москве на уличных таксофонах. Партнером Мирзоянов в том проекте, как ранее рассказывал РБК, был нынешний президент тульского футбольного клуба «Арсенал» Гурам Аджоев. Он не только бывший спортивный директор столичного футбольного клуба «Динамо», но и один из тех, кто был среди учредителей Ночной хоккейной лиги, в которой играют Владимир Путин, Сергей Шойгу и тульский губернатор Алексей Дюмин.

Леван Мирзоян фигурировал в СМИ как один из фактических бенефициаров Тимер-банка (прежнее название — «БТА-Казань») в последние месяцы перед его санацией в 2014 году. Со ссылкой на материалы суда газета «Ведомости» писала, что тогда Мирзоян действовал в интересах бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева.

В середине 2016 года Леван Мирзоян был членом совета директоров ПАО «М2М Прайвет Банк», который в конце того года лишился лицензии. Сейчас Агентство по страхованию вкладов от имени этой кредитной организации пытается признать должника — гражданина Левана Мирзояна — банкротом. Очередное слушание по этому делу назначено на 12 августа.

Гендиректор «Вера-Олимп» Дмитрий Дюмин и Роберт Мирзоян не ответили на вопросы. Связаться с Леваном Мирзояном и Берханом Барахоевым не удалось.

Сумма сделки

Оценку бизнеса Russ Outdoor, которая устраивает покупателей, cобеседники РБК не называют. ВТБ в своей отчетности оценивал свои 26,43% Russ Outdoor по состоянию на 31 декабря 2018 года в 1,9 млрд руб., соответственно, всю компанию — в 7,2 млрд руб. Владельцы «Вера-Олимп» готовы купить 48,57% Russ Outdoor исходя из более высокой оценки компании, лишь уточняет источник, близкий к продавцам.

Последствия сделки

Весной этого года «Вера-Олимп» уже купила агентство «Лайса», действующего рекламного подрядчика РЖД, что сделало его вторым после Russ Outdoor игроком на российском рынке наружной рекламы. В финансировании этой сделки принимала участие семья сенатора Сулеймана Керимова.

Если «Вера-Олимп» станет совладельцем Russ Outdoor и объединит продажи сразу трех компаний, то новый лидер рынка получит «очень серьезные преимущество» в формировании качественного охвата кампаний в Москве и Петербурге, констатирует директор направления наружной рекламы группы АДВ Дмитрий Грибков.

Об интересе владельцев «Вера-Олимп» к покупке Russ Outdoor стало известно еще в декабре 2018 года. Лидером рынка тогда интересовался и новый собственник группы Gallery Иван Таврин. Но с ним, рассказывают собеседники РБК, не сошлись в цене: владельцы 48,57% могли рассчитывать на 2 млрд руб.

Гендиректор Gallery Мария Комарова заявила РБК, что ее группа не видит для себя в готовящейся сделке никаких рисков: «Индустрия изменяется через цифровизацию и консолидируется, что хорошо для всех участников».

Возможные риски

Одобренное чиновниками ФАС ходатайство не гарантирует, что сделка будет закрыта. В истории Russ Outdoor уже были случаи, когда анонсированная покупки затем срывалась.

В 2015 году те же 48,57% Russ Outdoor у все тех же акционеров хотело купить агентство «Лайса», собственниками которого тогда были основатель PR-агентства Eventica Сергей Колушев, а также Ромео Геворкян, Баграт Газарян и Игорь Гончаров. «Лайса» получила разрешение ФАС, но так не смогла привлечь кредит в ФК «Открытие», и сделка развалилась.

В 2008 году американская News Corp. Руперта Мердока, тогдашний основной владелец Russ Outdoor (компания тогда называлась News Outdoor), хотела уступить свою долю французской JCDecaux. Но тогда стороны так и не договорились. Французы получили 25-процентную долю в Russ Outdoor только в 2012 году, после того как News Corp. продала компанию консорциуму российских инвесторов во главе с ВТБ.

Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Правительство разработает план по обелению экономики
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Налоговая отказывает в регистрации ООО тем, кто попал в «черный список»
3 ниши в IT, где можно заработать в 2026 году
Карьерный апгрейд: как понять, что именно хочется поменять в работе
Выгорание как стратегический риск: инструкция для CEO