Бизнес, 25 сен 2022, 08:01

Экономия и пессимизм привели покупателей одежды в продуктовые магазины

Традиционные распродажи в августе не помогли поддержать спрос на непродовольственные товары. Из-за неуверенности в завтрашнем дне и эмоционального фона потребители покупали меньше одежды и техники, зато чаще ходили за продуктами
Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

В августе российские потребители продолжали сокращать покупки одежды и обуви, а также бытовой техники и электроники, но зато нарастили объемы покупок в продуктовых магазинах. Такие данные содержатся висследовании ресурса «Чек индекс» оператора фискальных данных«Платформа ОФД» (учитывает данные 1,1 млн онлайн-касс в России), проведенного по просьбе РБК.

Продажи одежды и обуви заметно упали весной 2022 года: после ажиотажного спроса в начале года в апреле и мае снижение покупок в штуках составляло 20–25% по сравнению с предыдущим годом, отмечают аналитики «Платформы ОФД». В последовавшие летние месяцы сегмент начал восстанавливаться: освободившиеся после ухода западных марок ниши начали занимать другие бренды. Но объем покупок все равно был ниже, чем годом ранее, хотя тратили на эти покупки потребители больше.

В июне объем продаж одежды в денежном выражении был на 18% ниже, чем годом ранее, а в натуральном количестве — на 22% (абсолютные цифры в «Чек индексе» не приводят). На покупку одежды потребители тратили в среднем около 5,5 тыс. руб. (средний чек был на 19% ниже, чем в июне 2021 года). В июле продажи продолжили восстанавливаться как в денежном, так и в натуральном выражении — год к году они были ниже на 12 и 19% соответственно. Размер средней покупки по России был на уровне 5,3 тыс. руб., что на 29% выше, чем в прошлом году.

В сегменте бытовой техники и электроники в летние месяцы 2022 года восстановления продаж, по данным «Платформы ОФД», напротив, не наблюдалось. Так, в июне в сравнении с этим же месяцем годом ранее объем продаж в денежном выражении был ниже на 11%, в натуральном выражении — на 15%. Размер средней покупки составил 10,6 тыс. руб. (на 1% ниже 2021 года). В июле продажи техники и электроники в денежном выражении упали на 18%, а покупатели приобрели на 15% меньше товаров. Средний чек покупки достиг 9,9 тыс. руб., на 11% ниже, чем в 2021 году.

Что происходило в месяц распродаж

В августе ретейлеры традиционно проводят распродажи, ожидая, что вернувшиеся из отпусков потребители будут тратить больше, готовясь к деловому сезону и началу учебного года. На восстановление спроса рассчитывали и игроки рынка, хотя оптимистично были настроены не все. Так, первый вице-президент Crocus Group (управляет ТЦ «Крокус Сити Молл» и сетью Vegas) Эмин Агаларов прогнозировал, что, за исключением детских товаров, эффект от распродаж для выручки арендаторов будет «сдержанным». По данным индекса Mall Index, который рассчитывает компания Focus Technologies, в первой половине августа посещаемость торговых центров Москвы оказалась на 11% ниже, чем в 2021 году. Кроме того, в этом году ретейлеры предлагали меньшие скидки, чем обычно.

К августу объем продаж одежды и обуви в денежном выражении в целом по России был выше на 2%, чем в тот же период в 2021 году, но количество приобретенных товаров упало на 14%, следует из данных «Платформы ОФД». Средний чек покупки год к году вырос на 19% и составил 5,4 тыс. руб.

В Москве чек в магазинах одежды и обуви традиционно выше, чем в среднем по российским регионам. Для сравнения: в августе этого года он составил 5,8 тыс. руб., что на 24% выше, чем годом ранее. На покупки одежды и обуви москвичи потратили больше, чем в прошлом году: объем продаж в денежном выражении вырос на 10%. Но в штуках московские потребители купили на 9% меньше товаров.

Меньше, чем годом ранее, покупатели приобрели в августе и бытовой техники и электроники, хотя по сравнению с июлем продажи шли чуть лучше. В целом объем продаж техники в денежном выражении в месяц распродаж снизился на 15%, а в натуральном выражении — на 12%. Средний чек покупки в августе 2022 года был на 11% меньше, чем в годом ранее, и составил чуть более 10 тыс. руб.

В январе—марте сегмент бытовой техники и электроники переживал также взрывной всплеск спроса. Люди «инвестировали» в дорогую бытовую технику и электронику, опасаясь роста цен, нестабильной ситуации с поставками и ухода иностранных производителей с российского рынка, сообщал ранее крупнейший продавец в этом сегменте «М.Видео-Эльдорадо». Темпы роста выручки у компании за первые три месяца года заметно ускорились: в первом квартале 2022 года этот показатель вырос на 28,1%, до 177,2 млрд руб. с НДС. Для сравнения: в четвертом квартале 2021 года, на который традиционно приходится высокий сезон продаж к новогодним праздникам, оборот ретейлера рос всего на 8,1%.

Однако уже в результатах компании за шесть месяцев 2022 года отразились падение спроса и экономия потребителей, прекращение поставок и уход части брендов: тогда оборот «М.Видео-Эльдорадо» вырос лишь на 1,5%, до 262,2 млрд руб. с НДС. В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» уточнили, в третьем квартале продажи восстанавливаются на фоне возмещения ассортимента и роста импортных операций. «Динамика в штуках и деньгах сопоставима, что говорит о том, что рынок растет за счет естественного спроса, не за счет инфляции», — уточняет представитель компании, не приводя абсолютных данных показателей продаж.

С чем связан пессимизм потребителей

На прошлой неделе, 16 сентября, Банк России отмечал в сообщении о снижении ключевой ставки, что потребительская активность, несмотря на некоторое восстановление, остается «сдержанной». Регулятор связывал это со снижением реальных доходов и склонностью россиян к сбережению. «Последнее, в частности, объясняется не только общей экономической неопределенностью, но также и сократившимся предложением отдельных категорий товаров и услуг», — отметили эксперты ЦБ.

Что произошло с иностранными компаниями

После начала специальной военной операции на Украине многие зарубежные производители потребительских товаров и ретейлеры объявили о приостановке работы в России или намерении вовсе покинуть российский рынок. Так, к примеру, решили поступить шведский мебельный ретейлер IKEA, одежный ретейлер H&M (бренды H&M, COS, &Other Stories), крупнейший мировой производитель алкоголя Diageo, а также производители потребительской электроники Apple и Samsung.

На снижение продаж фешн-сегмента влияет совокупность факторов, среди которых не только экономия из-за снижения доходов, но и уход привычных брендов с российского рынка, пустующие площади в ТЦ, вызывающие снижение трафика, и уже ставшая привычной тенденция к осознанному потреблению, считает основатель компании Fashion Advisers Мария Герасименко. «Неблагоприятный эмоциональный фон выступает в этих условиях катализатором», — говорит эксперт.

Рынок моды очень зависим не только от доходов, «но и от настроения людей», напоминает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, в модном сегменте потребители легче переключаются между марками. Но более двух третей покупок одежды нацелены на обновление гардероба, а расходы на это «имеют наименьший приоритет среди других повседневных задач».

Что стали покупать больше

Исходя из данных «Платформы ОФД», сегмент, в котором потребители наращивают объем покупок, хоть и стараются покупать товары дешевле, — это продуктовые магазины. Если в июне объем продаж продовольственного ретейла год к году в денежном выражении вырос на 6%, а в натуральном выражении снизился на 6%. В июле в денежном выражении продажи показывали прирост на 8%, а в натуральном снижение — на 4%. Размер средней покупки в июне составил 735 руб., а месяцем позже — 751 руб.

В августе продажи у продуктовых магазинов в денежном выражении выросли на 8% по сравнению с прошлым годом, а количество купленных товаров в штуках — на 5%. Средний чек по России на покупку продуктов составил 712 руб. и был на 1% ниже, чем в прошлом году.

«Лето, включая август, многие россияне провели на территории страны, в том числе путешествовали самостоятельно, отдыхали на даче. Вкупе со снижением трат на крупные покупки это способствовало увеличению объема продаж в продовольственных категориях», — объясняют этот тренд аналитики «Платформы ОФД».

В сети «Верный» рассказали, что сопоставимые продажи магазинов в июле—августе по сравнению с предыдущим годом выросли примерно на 20% в денежном выражении и на 10% в штуках. Торговая сеть «Лента» не отмечает роста количества товаров в чеке, но в денежном выражении продажи растут, сообщила директор по стратегии и трансформации ретейлера Анастасия Волохова. Представитель «Магнита» отметил, что после начала марта посещаемость магазинов показывала небольшое снижение, а продажи поддерживались в основном ростом среднего чека, но сейчас трафик в плюсе. В «Магните» добавили, что потребители чаще совершают покупки на фоне дефляции и более активного промо на полках.

Покупатели находятся «в режиме жесточайшей экономии», полагает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Потребители больше тратят на еду, посещают больше магазинов в поисках скидок и резко сократили траты на непродовольственные товары». Спрос продолжает смещаться в сторону более низкого ценового сегмента, и к сентябрю ретейлеры вернули и начали наращивать объем промо, добавляет Бурмистров. По мнению эксперта, на продажи продуктовых ретейлеров оказывает некоторое влияние и переток потребителей из ресторанов, а также эмоциональная составляющая — пищевая привычка «заедать» стрессовые ситуации.

Pro
Хайп или тренд: что 10 лет назад обнадежило маркетологов, но не взлетело
Pro
Ищите прибыль в нишах: какие продукты станут востребованными в 2025 году
Pro
10 технологических трендов 2025 года от Gartner. В чем их уязвимость
Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто