Бизнес, 25 окт 2022, 14:28

Татьяна Филева ушла с поста гендиректора S7

В каких еще авиакомпаниях за последнее время сменилось руководство
Совладелец S7 Татьяна Филева покинула пост гендиректора компании, но продолжит принимать участие в решении ее стратегических вопросов. С начала спецоперации на Украине гендиректоры сменились у 5 из 10 ведущих авиакомпаний России
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба S7)

Совладелец S7 Group Татьяна Филева досрочно покинула пост гендиректора компании. Об этом РБК рассказали три источника, близких к S7 Group, и подтвердила пресс-секретарь компании Тамара Никифорова.

Никифорова уточнила, что с 21 октября гендиректором компании стал Дмитрий Куделькин, занимавший с 2021 года позицию заместителя гендиректора S7 Group.

По словам трехсобеседников РБК, Филева временно уехала за пределы России. Ранее у нее были планы по получению образования за рубежом, знают двое из них. В пресс-службе S7 это не комментируют. «Татьяна Филева как акционер продолжит принимать участие в решении стратегических вопросов холдинга», — подчеркивает Никифорова.

S7 Group — крупнейшая частная авиагруппа России. 49,93% ее акций принадлежит Владиславу Филеву, по 25,03% — его дочерям Татьяне и Марии, следует из бухгалтерской отчетности группы. Татьяна Филева была назначена гендиректором компании в октябре 2021 года на пять лет.

Смена гендиректора компании может быть связана с риском персональных западных санкций в отношении Филевой, которые негативно отразились бы на самой компании, предполагает директор по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры Александр Терентьев. Так, в марте под санкции ЕС попал тогдашний гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов и в скором времени ушел в отставку. Но источники РБК рассказывали, что эта отставка не связана с санкциями. Никифорова не комментирует причины ухода Филевой.

Какие задачи стоят перед новым главой S7

По словам Никифоровой, Куделькин сфокусируется на стратегическом развитии и эффективности операций S7 Group «в новых условиях». После начала военной спецоперации на Украине 24 февраляпротив российской авиаотрасли были введены беспрецедентные санкции — запрет на поставки в Россию самолетов, запчастей, программного обеспечения, а также прекращение полетов в Евросоюз и другие страны. Из-за этого крупнейшие российские авиакомпании, включая S7, столкнулись с риском арестов авиатехники за рубежом.

Пассажиропоток авиакомпании S7, входящей в S7 Group, в марте 2022 года сократился к аналогичному месяцу 2021 года на 25% (до 986 тыс. человек), в апреле — на 23% (до 1,04 млн), в мае — на 22% (до 1,2 млн). В августе компания перевезла 1,68 млн человек, что уже на 11% меньше, чем в августе 2021 года. В 2021-м S7 Airlines получила чистую прибыль 12,7 млрд руб. Это лучший результат среди 15 основных российских перевозчиков, которые в прошлом году перевезли 93,7% всех пассажиров. Несмотря на спад пассажироперевозок, компания и в этом году продолжает генерировать прибыль, утверждают источники РБК.

11 октября Филева говорила на форуме Woman Summit в Москве, что частичная мобилизация, которую президент Владимир Путин объявил 21 сентября, может привести к нехватке сотрудников по наземному обслуживанию самолетов. По ее словам, компания готова решать эту проблему в первую очередь за счет найма женщин на смену мобилизованным работникам, но уверенности в решении проблемы нет. «Мы просто боимся, что если ситуация будет усугубляться и будет массовый забор людей, то мы не наберем столько женщин», — поясняла топ-менеджер. Филева также обратила внимание на стресс, который на фоне спецоперации испытывает персонал. «Например, 24 февраля у меня дважды повредили воздушное судно на перроне. Мы встретились с сотрудником, поговорили о том, что происходит. По факту человек просто в очень сильном стрессе. А весь бизнес у нас связан с безопасностью полетов: это пилоты, это инженеры — это все про безопасность и стресс. Поэтому с этим тоже мы думаем специально работать», — говорила она.

Терентьев считает, что уход Филевой с поста гендиректора не скажется на операционной деятельности S7 Group. «На место [Филевой] пришел отличный специалист, который работает в S7 почти 20 лет», — замечает он.

Что известно о новом гендиректоре S7 Group

Дмитрий Куделькин родился в 1980 году, в S7 работает с 2004 года. Более 12 лет руководил бюджетным управлением холдинга и в том числе принимал ключевые решения для сохранения стабильности и эффективности группы компаний во время кризисов 2008 и 2014 годов, отмечают в пресс-службе S7 Group. На позиции заместителя гендиректора компании Куделькин отвечал за направления продаж, коммерции, стратегии, маркетинга и программы лояльности.

В каких авиакомпаниях уже сменилось руководство

Уход Филевой с поста главы S7 Group не первая смена руководства в ведущих авиационных компаниях России после начала военной спецоперации на Украине. За это время в пяти из десяти крупнейших авиакомпаний сменились гендиректоры. С начала апреля Михаила Полубояринова на посту гендиректора «Аэрофлота» сменил Сергей Александровский, руководивший до этого авиакомпанией «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). Компанию также покинули несколько членов правления, включая замгендиректора по стратегии Андрея Панова, который уехал из России.

Гендиректор лоукостера «Победа» (тоже входит в группу «Аэрофлот») Андрей Калмыков, руководивший компанией с момента основания, также ушел в отставку. В августе новым главой «Победы» стал топ-менеджер дальневосточной авиакомпании «Аврора» Дмитрий Тыщук. В начале сентября компанию «Россия» возглавил Ян Бург, ранее работавший ее техническим директором.

Объясняя отставки в группе «Аэрофлот» в марте, глава Минтранса Виталий Савельев сказал, что не все люди могут работать в «стрессовых условиях». «Есть условия мирного времени, а стрессовые условия требуют принятия решений очень быстрых», — заявил он, отвечая на вопросы сенаторов в Совете Федерации.

В июле сменился гендиректор Red Wings, который контролируется «Ростехом», — вместо Евгения Ключарева им стал Евгений Солодилин, возглавлявший аэропорт Жуковский. Но причина перестановки не называлась. А частная авиакомпания Smartavia за время спецоперации дважды сменила гендиректора: в марте совладелец перевозчика Сергей Савостин уступил место гендиректора Анатолию Семенюку, а в октябре его сменил Сергей Чернышев, ранее занимавший пост исполнительного директора Smartavia.

Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Товар из Китая задерживается: 4 способа упростить доставку грузов
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство