Протест дальнобойщиков, 25 ноя 2015, 19:26

Расходы на перевозку товаров резко выросли после запуска системы «Платон»

Тарифы на перевозки товаров и продуктов после запуска системы «Платон» выросли на 6–28%, а предложение грузоперевозчиков упало на 30–40%, сообщил РБК представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

По данным АКОРТ, представляющей интересы 39 крупнейших торговых сетей России, с 15 ноября 2015 года — после запуска в России системы взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой свыше 12 т — в среднем стоимость километра пробега выросла на 6% при использовании ретейлером собственного транспорта и на 15% за привлеченные большегрузы.

Представитель АКОРТ сказал, что в числе причин, которые перевозчики называют, отказываясь выполнять заказ, отсутствие бортовых устройств, опасение получить штраф, проблемы с оформлением маршрутных карт на сайте «Платона», сложный процесс регистрации в системе и слабая информированность автовладельцев. С оценкой АКОРТ согласился директор по закупкам транспортных услуг крупной логистической компании FM Logistic Андрей Попов. «Снижение предложения на 30–40% объясняется тем, что 30% парка просто стоит. Мелкие автовладельцы боятся миллионных штрафов: это автоматически ведет к потере машины, а рисковать никто не хочет», — сказал он РБК.

Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам
Фотогалерея

С момента ввода «Платона» при использовании привлеченного транспорта в 30–40% случаев сроки доставки товаров были сорваны из-за сокращения предложения на рынке грузоперевозок, отметил представитель АКОРТ. Он добавил, что новые данные совпали с прогнозами, которые ассоциация делала в сентябре, за 1,5 месяца до запуска системы сбора платежей.

25 сентября сразу несколько ассоциаций ретейлеров и производителей направили письма премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой отсрочить введение платы за проезд 12-тонников по федеральным трассам. Среди них были Союзмолоко, АКОРТ, Руспродсоюз, «РусБренд» и еще более десяти организаций. По их расчетам, новый сбор должен увеличить себестоимость перевозок товаров на 15–20%, а это спровоцирует рост уровня инфляции до 2 п.п. (удорожание непродовольственных товаров составит 3%, продовольственных — 2%).

Представитель оператора системы взимания платы — компании «​РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) не согласился с оценкой АКОРТ. Действующий тариф 1,53 руб. за километр не может оказывать подобное воздействие на рост цен как в перевозках, так и в торговле, сказал он РБК. «Мы учитываем мнение наших пользователей, но не согласны с попыткой перенести все текущие рыночные проблемы на рынке грузоперевозок на ввод системы «Платон», — добавил представитель оператора. 

Представитель Росавтодора отказался комментировать заявление АКОРТа, поскольку ведомство не располагает подробностями по их расчетам.

Марш на Смольный: как дальнобойщики обратились к властям Петербурга
Фотогалерея

На прошлой неделе АКОРТ подсчитала объемы недопоставок в магазины и распределительные центры продовольственных ретейлеров за первые дни работы системы взимания платы. По ее данным, в зависимости от категории товара с 16 по 19 ноября 2015 года до розничных точек и складов (включительно) вовремя не доезжало от 1 до 9% продукции (такая доля продукции приехала с опозданием или не приехала вовсе).

Основной объем недопоставок пришелся на крупнейшие розничные рынки страны в Москве и Московской области — до 45%.

Взимание платы за пр​оезд большегрузов по федеральным трассам началось в России 15 ноября 2015 года. Вносить сбор перевозчики должны через систему «Платон». Транспортные компании обязаны зарегистрировать автомобили на сайте системы и перед рейсом пополнить сче​т в личном кабинете. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути стоит 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года цена вырастет до 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд для юрлиц составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. Но в Госдуму уже внесен законопроект, согласно которому вводится плоская шкала штрафов, а их размер снизится до 5 тыс. руб. за первое нарушение и 10 тыс. руб. за повторное.

Pro
Тревожность, самобичевание и чувство вины: что еще терзает достигаторов
Pro
Почему рано говорить о конце эпохи свободной торговли — The Economist
Pro
Дефицитные продажники: найти, приручить и не переплатить. Полный гайд
Pro
В России дефицит IT-управленцев. При чем здесь зарплаты разработчиков
Pro
Ученые причислили пиво и чипсы к растительной диете. В чем подвох
Pro
Когда прибыль станет проблемой: банкротство из-за неравноценной сделки
Pro
Как ИИ превращает людей в «кентавров» и «киборгов» — Fast Company
Pro
В обход санкций: как теперь рассчитываться за перевозку грузов из Китая