Украинский кризис, 26 фев 2015, 14:01

«Газпром» предложил Киеву компромисс по поставкам в Донбасс

«Газпром» может поставлять газ на Донбасс отдельно от контракта с «Нафтогазом». «Мы готовы на данный момент вывести за рамки обсуждения поставки нашего газа на Донбасс», – заявил представитель компании Сергей Куприянов
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Донбасс за рамками обсуждения

«Газпром» готов вывести за рамки обсуждения текущие поставки газа в Донбасс», – заявил в прямом эфире телеканала «Россия 24» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Официальный представитель компании Алена Осмоловская отказалась прокомментировать РБК заявление «Газпрома». 

Ровно неделю назад, 19 февраля, «Газпром» начал прямые поставки газа в ЛНР и ДНР через газоизмерительные станции (ГИС) «Прохоровка» и «Платово», находящиеся на границе Ростовской области и частей Донецкой и Луганской областей, подконтрольных ополченцам. Это произошло после того, как руководители самопровозглашенных республик Донбасса объявили о прекращении поставок газа с Украины. До прошлой недели Газпром поставлял газ на Украину исключительно через газоизмерительные станции, находящиеся на территории, которую контролирует Киев. А уже после этого часть топлива шла на Донбасс - территории, подконтрольные ополченцам. 

Остановку этих поставок «Нафтогаз» объяснил в прошлый четверг «критическими повреждениями газотранспортной инфраструктуры в результате боевых действий». «Газпром» стал поставлять газ напрямую ополченцам по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева, откликнувшегося на жалобы руководителей самопровозглашенных республик. Медведев поручил монополии поставлять газ в Донбасс в качестве гуманитарной помощи: «Люди не должны замерзнуть». Объемы поставок газа на Донбасс составляют около 12 млн куб. м в день.

В ответ на это предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев еще в четверг вечером на экстренно созванной пресс-конференции заявил, что прямые поставки газа на Донбасс – нарушение контракта «Газпрома» с «Нафтогазом», заключенного в 2009 году. Спор продолжился на этой неделе. 

Российская монополия настаивала на том, что перенаправление части объемов газа напрямую на Донбасс выполняется «в соответствии с контрактом» с «Нафтогазом» (от 2009 года), а значит, этот газ также должен вычитаться из объемов, предоплаченных Киевом. Логика Коболева противоположная: раз Газпром поставляет газ через пункты, подконтрольные ДНР и ЛНР, в нарушение контракта, значит, Киев не обязан оплачивать эти объемы и вычитаться они не могут.

Газ на исходе

«Газпром» поставляет газ на Украину по предоплате. Концерн продолжит осуществлять поставки, «пока есть деньги» в их оплату, «учитывая, естественно, и те объемы, которые в настоящий момент в гуманитарных целях поставляются по альтернативному маршруту в ДНР и ЛНР», говорил в пятницу, 20 февраля, Медведев на встрече с Владимиром Путиным. «Мы будем действовать в соответствии с заключенными контрактами, – цитировал премьера Интерфакс, – это касается потребителей, которые «находятся на всей территории Украины или же отдельных областей».

А уже во вторник, 24 февраля, предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Киев своевременно не перечислил деньги по предоплате за российский газа, а оплаченных объемов хватит всего на два дня. По его словам, речь идет о 219 млн куб. м газа. «На зачисление средств от «Нафтогаза» на счет «Газпрома» уходит около двух дней. Поэтому поставка газа на Украину в объеме заявки 114 млн куб. м газа [в день] уже всего через два дня приведет к полному прекращению поставки российского газа на Украину, что создает серьезные риски для транзита газа в Европу», – сказал тогда Миллер (цитата по ТАСС).

«Нафтогаз», в свою очередь, накануне обвинил «Газпром» в невыполнении заявки на поставку 22 февраля 2015 года предоплаченного газа. 19 февраля «Нафтогаз» подал заявку на поставку 114 млн куб. м газа на Украину через газоизмерительные станции «Суджа», «Писаревка», «Сохрановка», «Валуйки», «Кобрин» и «Мозырь» (находятся на территории, подконтрольной центральным властям Украины), отметила компания. Согласно документам от 30 октября 2014 года и 19 января 2009 года, «Газпром» «был обязан безусловно поставить заказанный объем не позднее чем через двое суток после получения заявки», утверждает «Нафтогаз». Вместо заказанных в рамках контракта 114 млн куб. м газа «Газпром» поставил только 47 млн куб. м, заявила украинская сторона.

«Переписка продолжается»

«У нас продолжается активная переписка с «Нафтогазом», который вчера своим письмом подтвердил количество оставшегося оплаченного газа – 206 млн куб. м на вчерашний день», – заявил сегодня Куприянов в эфире «России 24».

«Мы готовы на данный момент вывести за рамки обсуждения поставки нашего газа на Донбасс. И готовы поставить заявленные НАКом [«Нафтогазом»] объемы на указанные им точки входа», – заявил Куприянов. Куприянов не стал уточнять, кто будет оплачивать газ, идущий на Донбасс. «Пока без деталей», – сказал он РБК.

«Но при текущем уровне поставок предоплаты хватит только до конца недели. И если новые средства из Киева не поступят, продолжать поставку газа на Украину, мы, естественно, не сможем. Главный вопрос, который сейчас надо решать «Нафтогазу», – искать деньги для новой предоплаты. Повторю: мы будем действовать согласно контракту. Если деньги вовремя не поступят – газ поставляться не будет», – подчеркнул он в эфире «России 24». В ответ на вопрос о сроках проведения переговоров о поставках газа на Украину он сказал: «У нас нет такой информации».

Позже пресс-служба «Нафтогаза» сообщила, что компания готова участвовать в трехсторонних переговорах по газовому вопросу в формате Украина – Россия – Еврокомиссия (ЕК) 2 марта. Провести встречу предложил в четверг вице-председатель ЕК по Энергосоюзу Марош Шефчович, который пригласил российских и украинских министров энергетики в Брюссель.

Риск санкций

Поставки российского газа на Донбасс в обход контракта с «Нафтогазом» - риск для введения санкций в отношении «Газпрома», признавали ранее эксперты, опрошенные РБК.

Летом 2014 года ДНР и ЛНР были внесены в санкционный список Минфина США (список SDN – заблокированных лиц и организаций). Однако в Вашингтоне пока не стали комментировать действия «Газпрома» на Донбассе. Официальный представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки в прошлую пятницу, 20 февраля, уклонилась от прямого ответа на вопросы журналистов на эту тему. «Если говорить о гуманитарных соображениях, разумеется, мы хотим, чтобы люди на востоке Украины и вообще по всей Украине имели доступ ко всем необходимым товарам», – сказала она. «Но в то же время очень важен контекст [в котором происходят такие события], так что аплодировать [«Газпрому»] пока рано», – добавила она. Даже если интерпретировать действия «Газпрома» как прямые поставки непризнанным образованиям, занесенным в санкционный список, у OFAC (отдел Минфина США, курирующий санкции) все равно нет прямой юрисдикции в отношении российской компании. Юрисдикция OFAC распространяется только на американские лица и компании, то есть «Газпром» не может считаться нарушившим действующий санкционный режим в отношении ЛНР и ДНР.

Но поставки газа в Донбасс теоретически могут стать основанием для введения санкций против «Газпрома» в соответствии с указами Барака Обамы, подписанными в марте прошлого года. Указ под номером 13 662 устанавливает правовую базу для потенциального введения санкций не только против отдельных лиц, ответственных за события на Украине, но и против любых компаний из финансовой, энергетической, оборонной, металлургической и добывающей отраслей российской экономики. Этот же указ содержит и другой критерий, который может быть применен к «Газпрому» после начала прямых поставок в Донбасс. Любая компания может быть внесена в список SDN, если она «оказала существенное содействие или финансовую, материальную или технологическую поддержку» лицам или организациям, уже находящимся в санкционном списке (как, например, ЛНР и ДНР). Но США вряд ли будут идти впереди Европы в дальнейших санкциях, а европейцы будут стараться до последнего избежать необходимости вводить санкции против «Газпрома», говорил РБК замдиректора программы Россия и Евразия Центра стратегических и международных исследований (CSIS), доктор Джеффри Манкофф.

Представитель «Газпрома» ранее не ответил на просьбу РБК прокомментировать санкционные риски.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code