Бизнес, 26 мар 2019, 10:00

Эдуард Худайнатов решил построить второй НПЗ на Дальнем Востоке

«Нефтегазхолдинг», принадлежащий Эдуарду Худайнатову и обремененный долгами, решил построить на Дальнем Востоке вторую очередь Хабаровского НПЗ мощностью 5 млн т. Это может стоить до $3 млрд; компания начала поиск инвестора
Читать в полной версии
(Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Зачем нужен новый НПЗ в Хабаровске

«Нефтегазхолдинг», принадлежащий экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, планирует построить вторую очередь Хабаровского НПЗ на Дальнем Востоке, рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» заместитель председателя — министр экономического развития краевого правительства Виктор Калашников. Эту информацию подтвердил РБК представитель «Нефтегазхолдинга».

Нынешняя мощность Хабаровского НПЗ, находящегося в пределах Хабаровска, — 5 млн т. Вторая очередь, которая позволит удвоить мощность (до 10 млн т), будет построена примерно в 15 км от действующего завода, уточнил представитель компании. По сути, это будет отдельный завод. «Мы сейчас ведем с компанией переговоры о месте размещения нового предприятия. Понятное дело, в черте города его невозможно построить. Подбираем площадку в Хабаровском районе», — сообщил Калашников.

«Нефтегазхолдинг» собирается построить установки вторичных процессов переработки — каталитический крекинг, гидропроцессы и установки замедленного коксования, объясняет представитель компании. По его словам, вторая очередь НПЗ необходима, чтобы покрыть спрос на бензин в дефицитном Дальневосточном федеральном округе. При этом завод прекратит выпуск темных нефтепродуктов с высоким содержанием серы, но будут построены установки нефтехимии, и предприятие сможет выпускать «широкий ассортимент синтетической продукции», сказал собеседник РБК.

Строительство такого завода может стоить в диапазоне от 100 млрд до 200 млрд руб. ($1,6–3,1 млрд), сказал РБК руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин. Таких денег у «Нефтегазхолдинга» нет: EBITDA владеющей Хабаровским НПЗ Alliance Oil Company, ключевого работающего актива «Нефтегазхолдинга», за 2018 год составила $311 млн, оценивал аналитик ING Егор Федоров. При этом у Alliance Oil высокая долговая нагрузка — 5,5 показателя EBITDA за девять месяцев прошлого года, а денежный поток лишь $200 млн (оценка Федорова). Компания оценивает чистый долг в $1,8 млрд. У владельца «Нефтегазхолинга» Худайнатова также есть кредит примерно на $4 млрд, изначально выданный ВТБ и недавно рефинансированный в других банках.

«Нефтегазхолдинг» планирует привлечь в проект иностранного инвестора из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который предоставит финансирование для строительства второй очереди, сказал РБК представитель компании. Подробностей он не раскрыл. Предложение «Нефтегазхолдинга» может быть интересно инвесторам из стран, где находятся потенциальные покупатели продукции Хабаровского НПЗ, это Китай, Япония и другие азиатские государства, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но с учетом невысокой рентабельности переработки в России, скорее всего, «Нефтегазхолдингу» придется предложить инвестору и долю в каком-нибудь прибыльном добычном проекте, например в Пайяхе, который еще предстоит реализовать, заключает аналитик.

Где «Нефтегазхолдинг» найдет средства на этот проект

Целесообразность строительства нового НПЗ в России зависит прежде всего от его местоположения, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. В случае с Хабаровском идея не выглядит неосуществимой, указывает он: цены в регионе выше, чем в среднем по России; кроме того, новый завод будет близок к экспортным рынкам. «Нефтегазхолдинг» мог бы построить установки для производства полипропилена, добавляет Костин из Rupec, все эксперты прогнозируют сохранение и даже рост дефицита на рынке полипропиленов в Китае.

Строительство завода займет от шести до восьми лет в зависимости от того, на какой стадии находится проект — принято ли окончательное инвестрешение, есть ли проектная документация, перечисляет Костин. Самые высокие капитальные затраты у компании в любом случае будут на второй-третий год после начала строительства, то есть в 2022–2025-м, считает эксперт.

К тому времени, возможно, «Нефтегазхолдинг» начнет получать выручку от разработки своего крупнейшего проекта — Пайяхских месторождений на Таймыре с запасами свыше 160 млн т нефти. На разработку Пайяхи потребуется $3,5–5 млрд. Сейчас компания бурит на участках скважины, чтобы увеличить запасы, а также ведет переговоры с государством о поддержке при строительстве инфраструктуры и о налоговых льготах: в одном из писем в правительство Худайнатов просил освободить проект от НДПИ и ввести для него налоговый вычет на геологоразведочные работы. Кроме того, «Нефтегазхолдинг» пригласил в таймырский проект иностранных инвесторов, в том числе британскую BP. Помочь с инфраструктурой уже вызвалась «Роснефть», она же может стать финансовым и стратегическим партнером компании, рассказывали источники «Коммерсанта».

Если у «Нефтегазхолдинга» получится выполнить собственные планы по добыче нефти (увеличить с 0,5 млн т в 2023 году до 13 млн т к 2025-му), уже в 2023 году Пайяха принесет компании $240 млн, а в 2025-м — $6 млрд и выручка будет расти, считает Полищук из Raiffeisenbank. С учетом льгот рентабельность проекта, вероятно, будет выше 25%, то есть EBITDA на пике может быть более $1,5 млрд, рассуждает он. В этом случае у компании будут средства на строительство завода, заключает эксперт.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах