Бизнес, 26 авг 2021, 15:24

Российские сыроделы пожаловались на Белоруссию из-за непроданных запасов

Поставки более дешевой продукции оттуда в этом году резко выросли
Российские производители обеспокоены возросшими поставками дешевого сыра из Белоруссии. Из-за того, что цена такого сыра на треть меньше, на складах у отечественных производителей скопились непроданные запасы
Читать в полной версии
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Рост поставок дешевых сыров из Белоруссии оказывает «крайне негативное» влияние на российский рынок сыра — из-за этого на складах у отечественных сыроделов скопились запасы нереализованной продукции. Об этом говорится в имеющихся у РБК материалах первого рейтинга крупнейших молочных компаний Белоруссии, подготовленного Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко; объединяет 48 производителей и 40 переработчиков молока), консалтинговой компанией Streda Consulting и информационным агентством Milknews.

Белоруссия — крупнейший поставщик молочной продукции, в том числе сыров, в Россию: по данным Союзмолока, на долю этой соседней страны приходится около 72% всего импорта молочной продукции. В первой половине 2021 года Белоруссия резко увеличила поставки сыра в Россию: они выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19%, до 145 тыс. т.

При этом белорусские сыры, как указано в презентации Союзмолока, поставляются на российский рынок с дисконтом — разница в цене от российского составляет до 38%. Средняя цена 1 кг белорусского сыра при импорте в Россию составляет 287 руб., тогда как у отечественных производителей сыр 1 кг стоит в среднем 396 руб.

Белорусская продукция, как объясняет гендиректор Союзмолока Артем Белов, дешевле, во-первых, за счет того, что цены на сырое молоко в стране в значительной степени регулируются государством и молоко примерно на 25% дешевле российского. Во-вторых, делать дисконт на сыры им позволяет гибкая политика ценообразования благодаря доходам от поставок в Китай сыворотки — побочного продукта производства сыров.

Производство собственных сыров в России растет, и возросший дешевый импорт создает у отечественных производителей проблемы со сбытом, указывает Белов. По данным Росстата, в январе-июне 2021 года выпуск сыров увеличился год год к году на 2%, до 281 тыс. т.

Сейчас на складах у отечественных производителей скопились нереализованные объемы сыров, указано в презентации. В январе—июне 2021 года запасы на складах составляли 47 тыс. т сыров, что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Крупнейший, по данным Союзмолока, производитель сыра в России — группа «Фудлэнд» (продает в рознице бренды «Радость вкуса», Excelsior, «Львиное сердце», «Король Севера») - на запрос РБК не ответил. PepsiCo, второй крупнейший производитель (входящая в группу компания «Вимм-Билль-Данн» выпускает сыры «Ламбер») переадресовал вопросы в Союзмолоко.

РБК направил запрос ретейлерам X5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», «Лента», «Ашан», «Азбука вкуса».

Россия и Белоруссия в вопросах взаимной торговли должны придерживаться балансов, утвержденных в рамках Союзного государства, напомнил представитель российского Минсельхоза. По его словам, на 2021 год поставки сыров и творога из Белоруссии были согласованы в прогнозном объеме 200 тыс. т. При этом только за первое полугодие Белоруссия уже поставила почти две трети этого объема – 144,5 тыс. т.

Покупают больше

Спрос на сыры у российских потребителей за последний год рос. Продажи твердых сыров за двенадцать месяцев с августа 2020-го по июль 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет, по данным исследовательской компании Nielsen, выросли на 2% в натуральном выражении и почти на 7% в денежном выражении.

Продажи мягких сыров за этот же период выросли на 10% в натуральном выражении и на 18% в денежном. 

 

Согласны ли с претензиями в Белоруссии

Крупнейшие, по данным Союзмолока, производители сыра в Белоруссии — компании «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка» и Слуцкий сыродельный комбинат.

«Бабушкина крынка», которая управляет холдингом «Могилевская молочная компания» экспорт в Россию не увеличивала, заявил РБК гендиректор компании Геннадий Скитов. По его словам, «Бабушкина крынка» поставляет в Россию около 1-1,1 тыс. т  сыров в месяц, объем поставок стабилен последние два года.

Молоко, из которого изготавливается сыр, в России действительно дороже, чем в Белоруссии, но с тем, что сыр белорусского производства дешевле российского, Скитов не согласен. По его словам, белорусские предприятия не продают сыр трейдерам для поставок в Россию ниже индикативной цены, которая в российской валюте составляет 315 руб. за 1 кг сыра:  «Это минимальная цена, ниже которой производитель официально завести сыр в Россию не может, а неофициально завезти нельзя, потому что поставки контролируются с системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». К этой цене добавляется НДС и транспортные расходы — в результате белорусский сыр на российском рынке приближается к цене местных производителей и стоит около 360-370 руб. за 1 кг, объясняет Скитов.

Белорусские производители пытаются диверсифицировать поставки, отмечает Скитов. По поставкам сыра Россия — пока основной рынок для холдинга «Бабушкина Крынка», но в экспорте всей молочной продукции холдинга доля российского рынка упала за последние два года с 90 до 35%. «Мы ушли на другие рынки — в Китай, Индонезию, Бангладеш, Кубу, страны бывшего СССР», — поясняет Скитов.

РБК направил запросы в министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии, а также в «Савушкин продукт» и на Слуцкий сыродельный комбинат.

Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереально
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются