Бизнес, 26 дек 2014, 09:09

В Санкт-Петербурге могут построить второй аэропорт

В Санкт-Петербурге может появиться второй, после Пулково, аэропорт Маркизово. Его предлагают разместить на искусственном острове в Финском заливе, стоимость проекта оценивается в 300 млрд руб. Впрочем, актуальным проект станет только когда пассажиропоток Пулково превысит его возможности, то есть не ранее чем через 10 лет
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

О том, что Минтранс собирается рассмотреть «вопрос строительства второго аэропорта в Санкт-Петербурге» в случае активного роста пассажиропотока, превышающего технические возможности Пулково, говорится в письме директора департамента государственной политики Минтранса в области гражданской авиации (его копия имеется в распоряжении РБК). В документе приводятся данные по росту пассажиропотока Пулково.

По итогам 2013 года аэропорт обслужил 12,85 млн пассажиров, что на 14% больше, чем в 2012-м. По данным аэропорта, по итогам 2014 года аэрогавань примет уже более 14 млн пассажиров, что на 8% больше предыдущего года. Аэропорт третий по пассажиропотоку в стране, а по темпам роста – второй.  «С учетом принимаемых по развитию аэропорта Пулково мер, его пропускная способность в ближайшей перспективе достигнет 17 млн пассажиров», говорится в письме. Там же отмечается, что в случае активного роста пассажиропотока, превышающего технические возможности аэропорта Пулково, департамент «считает возможным рассмотреть вопрос строительства второго аэропорта в Санкт-Петербурге». По расчетам Минтранса, это может случиться не ранее, чем через 10 лет. По расчетам ведомства, к 2025 году аэропорт Пулково рассчитывает на увеличение пассажиропотока до 22 млн пассажиров.

Если Пулково не будет справляться с растущим пассажиропотоком, новый аэропорт городу может понадобиться, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Вопрос, где именно он должен находиться: на базе уже существующего или строиться как новый», говорит эксперт.

Ранее на звание второго аэропорта Санкт-Петербурга претендовали три аэрогавани, добавляет ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной поляки ВШЭ Федор Борисов. По его словам, в 2010 году финансирование и статус аэропорта двойного базирования получил аэропорт Левашово. «Он находится рядом с кольцевой дорогой, здесь «Газпром» хотел развивать проект, подобный московскому Остафьево. Но после реконструкции аэропорта Пулково проект был закрыт, а самолеты «Газпрома» не стали им пользоваться. Другим проектом может стать строительство пассажирского терминала на базе аэропорта Пушкин. «Но он логистически неудобно расположен и рядом находится с Пулково», говорит Федор Борисов. По его словам, третий аэропорт, Ржевка, давно закрыт и используется как автостоянка автозавода Ford. 

Согласно презентации аэропорта Маркизово, он может быть построен в районе Невской губы, на искусственном земельном острове в Финском заливе. «Примерный размер земельного участка  для строительства аэропорта – 3 кв. км, это менее 1% от 329 кв. км Невской губы. Данный подбор участка обеспечивает минимум затрат по его освоению и эксплуатации, здесь минимальная протяженность подлежащих строительству транспортных и инженерных коммуникаций, отсутствует необходимость выселять население», говорится в презентации. 

По предварительным оценкам Росавиации, стоимость строительства Маркизово составит 300 млрд руб., говорится в одном из писем Минтранса, направленных генеральному директору проектной компании аэропорта Маркизово​ Николаю Кузнецову. Также в переписке отмечается, что в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 20102020 годы» средства на строительство второго аэропорта в Санкт-Петербурге не предусмотрено. Связаться с Николаем Кузнецовым РБК вчера не удалось.

У проекта строительства второго аэропорта в Санкт-Петербурге есть противники. В 2009 году власти города заявляли, что проект Пулково может быть реализован на условиях ГЧП только при условии, если он «будет являться единственным аэропортом гражданской авиации в регионе». Однако согласно письму Федеральной антимонопольной службы (копия имеется в распоряжении РБК), из проекта концессии аэропорта было исключены положения, «обеспечивающие эксклюзивность аэропорта «Пулково». Официальный представитель Пулково отметил, что в 2015 году после сдачи «Пулково 1», его пропускная способность составит 17 млн пассажиров. К завершению проекта строительства аэропорта его​ пропускная способность составит 35 млн пассажиров. При этом две полосы аэропорта не имеют ограничений пропускной способности, - отмечает представитель аэропорта.

Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой