Обвал рубля, 27 янв 2015, 18:11

«Магнит» сохранил лидерство по рентабельности после падения рубля

Несмотря на то что падение рубля негативно отразилось на финансовых показателях сети «Магнит», компания остается одним из наиболее эффективных ретейлеров в мире. В 2014 году показатель рентабельность по EBITDA «Магнита» составил 11,2%. Если верить консенсус-прогнозу Bloomberg, этот результат останется лучшим среди российских публичных ретейлеров и одним из самых высоких показателей в секторе торговли в мире
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Рекордсмен по прибыльности

«Магнит» во вторник опубликовал неаудированную отчетность по МСФО за 2014 год. В прошлом году компания Сергея Галицкого обновила рекорд рентабельности по EBITDA: этот показатель составил 11,2% по сравнению с 11,16% по итогам 2013 года. 

Прибыльность мировых лидеров ретейла существенно скромнее: по прогнозу Bllomberg, по итогам 2014 года рентабельность по EBITDA у американской сети Wal-Mart составит 7,7%, у британской Tesco – 7,5%, у французской Carefour – 5%, у немецкой Metro – 4,2%. Самым прибыльным из публичных ретейлеров, по мнению Bloomberg, будет крупнейшая корейская сеть Shinsegae (развивает сеть дискаунтеров под брендом E-Mart в Корее и Китае) – ее рентабальность, согласно консенсус-прогнозу агентства, составила 19,1%.

Результаты «Магнита» могли быть и выше, если бы не обвал рубля в конце года. Из-за валютной паники рентабельность ретейлера в четвертом квартале снизилась до 11,28% по сравнению с 12,42% в третьем квартале 2014 года и 12,5% в октябре–декабре 2013 года.

Импортные операции составляют около 10% продовольственного оборота компании. «Большие курсовые разницы внесли коррективы в наши финансовые результаты. Тем не менее мы достигли рекордного уровня по марже EBITDA», – приводятся в сообщении компании слова Галицкого.  

Прогноз Галицкого по рентабельности на 2015 год – 9,5–11%. Точнее можно будет сказать по итогам работы компании в первом квартале, заявил он в ходе телефонной конференции. Несмотря на продолжающее падение рубля, у компании все шансы остаться в числе лидеров среди мировых публичных компаний продуктового ретейла по этому показателю, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Такой же прогноз у аналитиков Sberbank CIB: в недавнем отчете они писали, что в 2015 году «Магнит» «снова установит рекорд по числу новых магазинов, уровню рентабельности по EBITDA и свободным денежным потокам». Гипермаркеты компании могут получить дополнительный импульс для роста, если конкуренты, полагающиеся на долговое финансирование, приостановят расширение своих сетей, отмечали они.

Долларовая прибыль в плюсе

Выручка «Магнита» за 2014 год выросла на 31,7%, составив 763,5 млрд руб., сообщается в неаудированном отчете ретейлера по МСФО. Чистая прибыль «Магнита» за 2014 год выросла на 33%, до 47,375 млрд руб. В долларах результаты оказались заметно слабее. Быстрое снижение курса рубля в конце года нивелировало рост долларовой выручки «Магнита»: за октябрь–декабрь рублевая выручка компании год к году выросла на 35,9%, а в пересчете на доллары – упала на 6,77% (с $4,995 млрд в конце 2013 года до $4,656 млрд). Но по итогам года валютная выручка «Магнита» все равно увеличилась на 9,18% и составила $19,872 млрд.

Темпы роста валовой маржи «Магнита» в четвертом квартале снизились до 29,45% по сравнению с 29,91%  за тот же период 2013 года. «Магнит» адаптировал ценовую политику к изменяющимся рыночным условиям, чтобы предложить покупателю лучшее ценовое предложение на ключевой ассортимент продуктов», – объясняет снижение показателя Колупаева. За год валовая маржа компании увеличилась с 28,51 до 28,88%.

Агрессивный план

Галицкий обещает, что, несмотря на кризис, в этом году капитальные затраты компании останутся на уровне 2014 года и составят порядка 65 млрд руб. А план по открытию новых магазинов – даже выше: «У нас более агрессивные планы по открытиям – 800 и более косметических магазинов, 1200 магазинов «у дома» и в районе 90 магазинов формата «Магнит Семейный», а также гипермаркетов». 2015 год будет  самым агрессивным по открытиям», – пообещал Галицкий (для сравнения: в 2014 году «Магнит» открыл 1618 магазинов). Сдержать рост капитальных затрат «Магнит» собирается за счет того, что будет брать больше площадей в аренду, нежели чем покупать готовые точки или строить новые магазины. К началу 2014 года сеть ретейлера составила почти 10 тыс. магазинов: 8344 магазина у дома, 1080 дрогери, 190 гипермаркетов и 97 магазинов «Магнит Семейный», сообщал ранее ретейлер.

Галицкий также заявил, что компания планирует поддержать высокий темп роста выручки. По его словам, в 2015 году ретейлер прогнозирует нарастить продажи на 26–32%. «В январе продажи идут хорошо, но мы сейчас не можем дать более четкий прогноз», – заявил основатель сети, оговорившись, что после публикации результатов первого квартала прогноз может быть скорректирован.

Наконец, основной владелец «Магнита» обещает, что компания сохранит выплату дивидендо​в на уровне 40% от прибыли.

Амбициозные планы объясняются «самой низкой в отрасли долговой нагрузкой и сложившейся сильной командой менеджеров», сказал Галицкий, заверив, что компания «уверена в их выполнении».

Прогноз компании выглядит реалистично, несмотря на нестабильную ситуацию на рынке, отмечает Колупаева. У «Магнита» одна из самых сильных позиций на рынке среди российских ретейлеров. Основной дивизион компании – сеть «магазинов у дома» – в кризис будет привлекать все больше потребителей. По общим прогнозам аналитиков, в 2015 году основное преимуществ​о будет у дискаунтеров, в которые переместится потребительский трафик из других форматов. В магазинах этого формата генерируется около 75–80% выручки крупнейших розничных компаний, таких как «Магнит» и «Дикси», доля формата в обороте X5 Retail Group – около 70%. «О'кей» готовится открыть первые магазины своей новой сети дискаунтеров «Да» в 2015 году.

На 16:30 расписки «Магнита» на LSE подешевели на 1,5% к предыдущему закрытию (накануне агентство S&P понизило суверенный рейтинг России до «мусорного» уровня), капитализация компании составила $19,6 млрд.

Pro
Как российской компании судиться с индийским контрагентом
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
«Не будьте лобстером»: как строить карьеру — 7 советов от топ-менеджера
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Альфа-самец на переговорах: как противостоять его манипуляциям