Бизнес, 27 фев 2015, 16:45

Клиническая картина: как растут цены в частных больницах

Частные больницы начали повышать цены на свои услуги, рассказали РБК представители платных клиник. Консультации терапевтов, гинекологов и хирургов в сравнении с прошлым летом стоят на несколько сотен рублей дороже
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Повысили цены...

Сеть «Ниармедик» (клиника стволовых клеток и 11 медцентров, в основном в Москве) с начала 2015 года подняла расценки на свои услуги в пределах 10%, рассказал руководитель московской сети Олег Рукодайный. Например, если в прошлом году первичный прием кардиолога стоил 1,2 тыс. руб., то в этом за посещение врача придется заплатить 1,45 тыс. руб., цена за визит к терапевту увеличилась с 1,2 тыс. до 1,35 тыс. руб. «В среднем повышение стоимости медицинских услуг по рынку составляет от 8 до 10% с учетом инфляционных издержек, – комментирует Рукодайный. – Эта мера является вынужденной, в течение года тенденция к росту цен будет сохраняться».

В сети «Мать и дитя» (четыре госпиталя и 19 клиник в 11 городах России), специализирующейся на акушерстве, гинекологии и педиатрии, рассказал​и, что рост цен на некоторые услуги компании в декабре–январе составил приблизительно 15%. «Мы провели небольшую индексацию стоимости услуг в области вспомогательных репродуктивных технологий, поскольку в этих услугах доля импортных материалов и лекарственных средств значительна, – пояснила гендиректор группы компаний «Мать и дитя» Елена Младова. – В настоящий момент мы оцениваем влияние роста стоимости импортных медикаментов и материалов на маржинальность предоставляемой медицинской помощи. По итогам данного анализа будем принимать решение о необходимости и размере повышения цен». Согласно прайс-листу на сайте группы, первичный осмотр акушера-гинеколога в перинатальном центре на Севастопольском проспекте обойдется в сумму от 5,1 тыс. руб., УЗИ беременных с 2D-изображением – от 6,2 тыс. руб., с 4D-изображением – от 8,2 тыс. руб.

Гендиректор сети медицинских лабораторий «Инвитро» (на середину ноября 2014 года собственная и франчайзинговая сеть включала 661 офис, в том числе 593 в России, 49 на Украине, 14 в Казахстане и пять в Белоруссии) Сергей Амбросов говорил агентству ТАСС, что повысилась «стоимость практически всех видов лабораторных исследований» – в среднем на 10% в Москве и Подмосковье, на 5–20% в регионах. Клинический анализ крови в сети сейчас стоит 670 руб., рентген стопы – 1,9 тыс. руб., говорится на сайте «Инвитро».

Представитель сети «Чайка» (диагностический центр и пять клиник в Москве) Вячеслав Ключников рассказал, что за два года существования сети она повышала стоимость услуг только один раз – в сентябре 2014 года. «Рост цен связан не с изменением макроэкономической ситуации, – сказал он, – а с увеличением спроса на наши услуги. Цены мы подняли в пределах 10%, дальнейшего повышения пока не планируем». Прием хирурга в «Чайке» обойдется в 2,5 тыс. руб., ведение беременности с первого триместра (без стоимости самих родов) – в 70 тыс. руб., сообщается на сайте.

Не планируют повышать цены и ​в крупнейшей на рынке сети «Медси» (диагностический центр, 13 клиник в Москве и Подмосковье, семь в регионах, 55 медицинских пунктов на предприятиях, три санатория и другие активы). «Мы считаем, что в условиях стабильного пациентопотока нет необходимости говорить о повышении цен. А внедрение новых услуг, развитие новых сервисных опций в перспективе позволят увеличить спрос на услуги», – заявил представитель компании.

«Оборудование и лекарства в стоматологии и гинекологии почти на 100% импортные, – согласен директор некоммерческого партнерства «Центр социальной экономики» (ЦСЭ) Давид Мелик-Гусейнов. – Соответственно, цены на эти виды медицинских услуг растут сильнее всего». Еще одной причиной он называет возросшую долговую нагрузку медицинских компаний. По оценке ЦСЭ, с октября 2014-го цены в платных клиниках увеличились в среднем на 18–20%, а в течение 2015-го могут вырасти еще примерно на 20%.

...но спрос растет

Спрос на платную медицину будет рас​ти, уверены в «Чайке». Согласно исследованию компании «Макроэкономическая ситуация в России и ее влияние на рынок частных медицинских услуг», доля расходов россиян на здравоохранение от совокупного располагаемого дохода вырастет с 4,3% в 2013-м до 5,4% в 2017 году. Если в 2014-м объем российского рынка составлял 1,337 трлн руб., то к 2017 году может вырасти до 1,815 трлн руб.; только московского – с 441 млрд до 573 млрд руб«Мы ожидаем, что наметившиеся изменения потребительского поведения – забота о здоровье и готовность платить за медицинские услуги – сохранятся», – говорится в ис​​следовании.

Примерно треть платного рынка приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС), а две трети – на прямые платежи за нужные услуги, считают в «Чайке», это соотношение в ближайшие годы сохранится. Количество застрахованных по программам ДМС только в Москве оценивается в 2–3 млн человек, то есть в 15–20% населения. Столичный рынок сильно фрагментирован, говорится в исследовании: всего работает более 1,5 тыс. операторов платных клиник, из них пять крупнейших занимают всего 8%.

По данным группы «Мать и дитя», крупнейшие операторы из года в год увеличивают выручку: среднегодовой рост самой «Мать и дитя» с 2011 по 2013 год составил 40%, «Семейного доктора» и ЕМЦ – 29%, «Будь здоров» – 28%, «Медси» – 23% (см. инфографику).

«На сегодняшний день снижения уровня спроса на частные медицинские услуги не наблюдается и вряд ли произойдет, – говорит Рукодайный из «Ниармедик». – Уместно говорить лишь о перераспределении потоков пациентов – их переходе на обслуживание в более низкую ценовую категорию».

«В целом по рынку, как ожидается, спрос на коммерческие медицинские услуги останется стабильным. Основная часть контингента – те, для кого основным фактором выбора клиники является качественное медицинское обслуживание и гарантия результата лечения, поэтому они по-прежнему будут пользоваться услугами клиник, которые выбрали ранее», – добавляет представитель «Медси».​

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек