Бизнес, 27 июн 2019, 18:00

АЛРОСА оценила ущерб алмазной отрасли от фальшивок почти в $500 млн в год

Ущерб от нелегального рынка синтетических алмазов в мире составляет $450–480 млн ежегодно, подсчитала АЛРОСА. Для отслеживания своих камней российская компания присвоит им идентификационные номера
Читать в полной версии
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Развитие нелегального рынка синтетических алмазов ювелирного качества приносит ущерб алмазной отрасли в $450–480 млн ежегодно. Об этом сообщил журналистам директор Единой сбытовой организации АЛРОСА Евгений Агуреев, передает корреспондент РБК.

По словам Агуреева, сейчас рынок синтезированных в лаборатории камней достигает 2–4 млн карат, из которых 80% продают нелегально, выдавая за натуральные. Это приносит ежегодно ущерб отрасли в 3% от всего оборота. «Глобально это большие деньги, учитывая объем рынка алмазов в $15–16 млрд», — отметил он. То есть, как раз $450–480 млн в год.

С появлением на рынке синтетических алмазов АЛРОСА и мировой лидер рынка алмазов De Beers (контролирует около 30% рынка) столкнулись со случаями мошенничества: продажи синтетических бриллиантов под видом натуральных камней.

Кроме того, на Западе синтетические алмазы позиционируют как экологичную и недорогую альтернативу природным, и они находят спрос у молодежи. В конце 2015 года десять бизнесменов, включая основателя Twitter Эвана Уильямса, создателя Zynga Марка Пинкуса и бывшего президента eBay Джефа Сколла, а также актера Леонардо ДиКаприо, инвестировали в стартап по выращиванию синтетических алмазов Diamond Foundry.

В производство искусственных алмазов инвестирует и De Beers. Компания в прошлом году объявила о старте продаж бриллиантов, выращенных в лабораторных условиях. Они продаются под брендом Lightbox и стоят дешевле натуральных. Цена за 1 карат искусственно выращенного бриллианта составляет $800, в то время как натуральный бриллиант такого же размера стоит порядка $8 тыс. АЛРОСА, в свою очередь, неоднократно заявляла, что менять стратегию и создавать собственное производство или продажу синтетических бриллиантов не планирует.

Агуреев уточнил, что его оценка ущерба касается только теневого сектора, возникшего из-за развития производства искусственных камней. «Сколько клиентов отдали предпочтение искусственным камням, отказавшись от натуральных — это несчетная история. Самое легальное производство искусственных камней только недавно появилось», — сказал он.

Риск подмешивания к натуральным алмазам синтетических камней и так называемых кровавых алмазов (добываемых в зонах конфликта) возникает на этапе передачи алмазного сырья дилерам и огранщикам, следует из презентации Агуреева. Для отслеживания камней АЛРОСА планирует сертифицировать их и заносить всю информацию об их передвижении в электронную базу, присвоив каждому алмазу больше одного карата идентификационный номер.

На специально созданном сайте компания реализует только бриллианты с гарантированной историей происхождения, то есть производимые без посредников. По каждому из них приводится полная история производства — от места и времени добычи до места огранки и срока, в течение которого она производилась. АЛРОСА также планирует заключить контракты с тремя международными ювелирными компаниями и российскими ретейлерами, заинтересованными в том, чтобы предоставлять покупателям допгарантии подлинности бриллиантов.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис