Выйдут из строя: какие проекты в России могут потерять турецкие строители
В четверг премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству в ответ на «акт агрессии» со стороны Турции разработать в течение двух дней комплекс мер, ограничивающий сотрудничество с этой страной. Правовой базой для этих мер станет закон о специальных экономических мерах (см. врез), который, «по сути, для подобных ситуаций и рассчитан и касается вопросов обеспечения нашей безопасности».
Глава Минстроя Михаил Мень заявил в четверг РБК, что не исключает ухода с российского строительного рынка турецких компаний: «В сегменте недвижимости, в первую очередь коммерческой, работает достаточно много турецких компаний, и мы не исключаем, что часть из них уйдет с реализации крупных проектов в стране. Доверие к ним как к партнерам подорвано».
Какие бывают специальные экономические меры (избранные места из закона 2006 года)
Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранных государств и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается президентом Российской Федерации.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:
— приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
— запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
— запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
— прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
— изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
— запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
— установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
— запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Турецкие рабочие
По данным Федеральной миграционной службы, в России на 5 ноября 2015 года находилось 87 680 турецких граждан, 90% — мужчины. Миграционная служба не уточняет, что они у нас делают. Но из 54 730 рабочих квот, которые Минтруд выдал туркам на 2015 год, 51 247 приходится на строительные и смежные специальности (94%), в топ-3 — арматурщик, бетонщик и монтажник. Турецкие рабочие заняты в первую очередь в строительной сфере, говорит руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити» Рустам Барноходжаев.
Сейчас между Россией и Турцией действует безвизовый режим, но для работы нужно получать рабочую визу, рассказывает юрист, член общественного совета при Федеральной миграционной службе по Москве Бахром Исмаилов. «Достаточно будет просто дать поручение в российское консульство о запрете на выдачу трудовых виз гражданам Турции, — рассуждает он. — С учетом того что турецкие предприниматели возят в Россию на работу турецких же рабочих вахтовым методом, это будет крайне ощутимый удар по их бизнесу в России».
Турецкие инвестиции
Основные турецкие строители в России — это Enka, Renaissance Construction, Ant Yapi и Esta Construction.
У Enka большой бизнес в России: журнал Forbes поставил ее на седьмое место в рейтинге местных крупнейших рантье — в 2014 году недвижимость принесла ей $412 млн. Сегодня компании принадлежит почти 600 тыс. кв. м коммерческих площадей (350 тыс. кв. м офисных и 245 тыс. кв. м торговых арендопригодных площадей).
Enka начала работать в Москве еще в 1987 году, получив подряд на реконструкцию «Петровского пассажа». Компания построила первую в столице сеть профессиональных торговых центров под брендом «Капитолий». Всего сегодня под ее управлением 27 торговых комплексов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, из которых 17 — в собственности.
Московские власти всегда уважительно относились к туркам. Например, в октябре этого года на открытии многофункционального комплекса в Кунцеве мэр Москвы Сергей Собянин благодарил «фирму Enka за те серьезные инвестиции, которые она вкладывает в Москве».
«Конечно, собственность у турецких компаний не отнимут, потому что только разговоры о возможном изъятии собственности приводят к катастрофическим последствиям для инвестиционного климата в России, — оптимистичен партнер практики «Недвижимость» Goltsblat BLP Виталий Можаровский. — С другой стороны, власти, например, столицы, могут с легкостью отозвать уже выданное разрешение на строительство или решение Градостроительно-земельной комиссии, равно как и не согласовать объемы, которые бы устраивали инвестора».
Турецкие подряды
Выходец из Enka, инженер Эрман Ылыджак, создал компанию Renaissance Construction в Санкт-Петербурге в 1993 году. Впоследствии компания выросла в холдинг Renaissance, штаб-квартира которого расположена в Турции. Доход компании от сдачи в аренду коммерческих площадей (227 тыс. кв. м) в 2014 году, по данным Forbes, составил $82 млн.
Но Renaissance Construction больше известна как генподрядчик: на ее счету много знаковых объектов. В частности — торговый центр «Авиапарк» на Ходынке, башня «Эволюция» и башня «Восток» комплекса «Федерация» в «Москва-Сити» (кстати, башню «Запад» строил другой турецкий генподрядчик — Ant Yapi). Сейчас Renaissance строит в «Москва-Сити» башню на 350 тыс. кв. м, которая принадлежит ей пополам с владельцем Магнитогорского меткомбината Виктором Рашниковым. Список можно продолжить: штаб-квартира «Газпрома» в Санкт-Петербурге («Охта-центр»), торговые комплексы «ТПС Недвижимость» в Москве у станций метро «Славянский бульвар» и «Полежаевская» и т.д.
Другая турецкая компания, Esta Construction, строит в Москве жилой проект «Сердце столицы» (инвестор — «Дон-Строй Инвест»), вторую очередь ТЦ «Метрополис», а также стадион «Краснодар» в столице Кубани. Ранее компания принимала участие в сочинских стройках, построив апарт-отель «Красная поляна» в Сочи. У генподрядчика Ant Yapi в основном жилые проекты: «Парк Рублево» (ОПИН), «Воробьев дом» (MR Group), Wine House («Галс Девелопмент»), «Life-Ботанический Сад» (ГК «Пионер») и др.
Если власти станут отбирать у турок строительные подряды, это ударит прежде всего по заказчикам. «Гражданский кодекс позволяет заказчику уволить подрядчика, — рассуждает Можаровский. — Но, естественно, нужно будет платить неустойку — обычно до 10–15% от стоимости контрактов. С учетом того что турки работают на крупных контрактах стоимостью в миллиарды рублей, для заказчика это будет очень дорого. Вдобавок он получит затягивание сроков строительства от двух до шести месяцев, пока не будет найден новый генподрядчик. При этом новый подрядчик, понимая тяжелое положение заказчика, может с легкостью «играть ценой» контракта. Не стоит забывать и про экспертизу того, что было сделано прежним генподрядчиком, которая занимает время. Ну и, конечно, новый генподрядчик может сделать оговорку, что он не отвечает за качество работ, проведенных прежним генподрядчиком». Если ни заказчик, ни подрядчик не заинтересованы в разрыве отношений, ничто не помешает турецкому подрядчику создать компанию в другой юрисдикции и продолжить работу, считает юрист.
В четверг Enka, Renaissance Construction, Ant Yapi, Esta Construction и московская мэрия либо отказались отвечать на запросы РБК, либо просто на них не откликнулись. Из инвесторов, на которых работают турки, ни один не пожелал выступить под своим именем: анонимно все опрошенные говорят, что пока на стройках никаких проблем нет, а что будет дальше, они не знают.
Вряд ли стоит ждать резкого ухода с рынка турецких строительных компаний, уверен партнер, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов: «В данном случае мы видим скорее рвение чиновников, чем реальные шаги, которые, вероятно, будут более мягкими». Но если турки уйдут, на их место смогут прийти как российские компании, многие из которых тоже научились качественно строить, так и зарубежные, например иранские или китайские, считает он.
Турецкие строительные компании дают хорошее соотношение цены и качества, говорит Можаровский: если посмотреть базу арбитражного суда, то выяснится, что исков против турецких строительных компаний минимум. «В случае ухода турок мы не получим ничего, кроме масштабированной на всю страну ситуации с космодромом Восточный: срыв сроков и воровство», — заключает он.
Как развивается российско-турецкий конфликт
24 ноября
Сбит Су-24
Недалеко от границы Турции с Сирией турецкие ВВС атаковали Су-24, который входил в состав российской авиагруппы в Сирии. При крушении бомбардировщика погиб командир экипажа. Турция утверждает, что самолет нарушил воздушную границу страны, однако российские власти это отрицают.
«Удар в спину»
Президент РФ Владимир Путин заявил: «Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма. По-другому я не могу квалифицировать, что сегодня случилось».
Право на любые меры
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что страна имеет право на любые меры для защиты своего воздушного пространства.
Туристов не пустим
Глава российского МИДа Сергей Лавров порекомендовал россиянам отказаться от поездок в Турцию. 26 ноября глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что сотрудничество с Турцией в туристической сфере будет остановлено. Ростуризм будет применять санкции к операторам, продолжающим продавать турпакеты в Турцию.
25 ноября
Штурман спасен
Во вторник—среду подразделение российской морской пехоты совместно с сирийским спецназом провело 12-часовую спецоперацию по спасению штурмана Су-24, выжившего при крушении и попавшего в руки сирийских повстанцев. К месту его обнаружения прорывались с боем, один морпех погиб. Погибшему пилоту Су-24 в итоге присвоили звание Героя России, морпеха (посмертно) и выжившего штурмана наградили орденами Мужества.
Товары проверяют по полной
Несколько импортеров и таможенных брокеров рассказали РБК, что на границе возникли сложности с пропуском турецких товаров. Их досматривают особо тщательно и сильно задерживают. 26 ноября глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что усиленный контроль турецкого продовольствия необходим, так как оно часто не соответствует российским нормам. Роспотребнадзор в тот же день сообщил о претензиях к качеству детской одежды, мебели и моющих средств из Турции.
Камнями по посольству
Посольство Турции в Москве забросали камнями, яйцами, помидорами и баллончиками с краской. Полиция никого не задерживала. 26 ноября группа неизвестных закидала камнями генконсульство Турции в Новороссийске и сожгла перед входом турецкий флаг.
Ответственность за отрицание геноцида
Лидеры «Справедливой России» Сергей Миронов и Николай Левичев внесли в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян турками в 1915—1922 годах.
Крым против турецкого
Глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что власти региона отказываются от сотрудничества с турецким бизнесом, от покупки турецких товаров и поддержания паромного сообщения с Турцией. 26 ноября вице-премьер правительства Крыма Руслан Бальбек сообщил о заморозке около 30 проектов, которые предполагалось реализовать с участием турецких инвесторов.
Россия — друг
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Анкара не заинтересована в обострении отношений с Россией, поскольку считает ее другом Турции.
Сколько потеряет авиация
Замглавы Минтранса Валерий Окулов сообщил журналистам, что считает преждевременным говорить о возможности ограничения полетов из России в Турцию. По расчетам РБК, в связи с запретом на отдых в Турции чартерные перевозчики понесут убытки в сотни тысяч долларов, а возможный отказ от прямого авиасообщения может обойтись «Аэрофлоту» в $7,7 млн.
26 ноября
Турок депортируют
В четверг стало известно, что из Краснодара в Турцию за нарушение миграционного законодательства депортируют 39 турецких бизнесменов, которые участвовали в агропромышленной выставке. В тот же день посольство Турции в России сообщило, что у турецких граждан возникли проблемы при въезде в Россию. Около 30 граждан были отправлены обратно в Турцию, а остальные жалуются на слишком тщательный досмотр.
Зерно в Турцию не идет
Агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителя одной из зернотрейдерских компаний сообщило, что российские компании, экспортирующие зерно, приостановили контракты на поставки в Турцию.
Разработать меры
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил правительству в двухдневный срок выработать ограничительные меры в экономической и гуманитарной сферах в ответ на «акт агрессии» со стороны Турции.
Стройка — не для турок
Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень сообщил РБК, что не исключает ухода с российского строительного рынка турецких компаний. «В сегменте недвижимости, в первую очередь коммерческой, работает достаточно много турецких компаний, и мы не исключаем, что часть их них уйдет с реализации крупных проектов в стране. Доверие к ним как к партнерам подорвано», — заявил он.
«Турецкий поток» под угрозой
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что газопровод «Турецкий поток» подпадает под действие будущего закона о мерах России против Турции. «Этот проект ничем не отличается от любого другого проекта, и точно так же речь идет о нашем инвестиционном сотрудничестве», — пояснил министр.
«Недостойные» предложения
Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что предложения о возможной приостановке совместных проектов Москвы и Анкары из-за сбитого Су-24 являются «эмоциональными» и «недостойными политиков». Он подчеркнул, что турецкие ВВС действовали в соответствии с инструкциями.