Бизнес, 27 ноя 2017, 14:08

Газпромбанк начал банкротить автодилера «Независимость»

Один из основных кредиторов автодилерской группы «Независимость», Газпромбанк, инициировал банкротство компании. Дилер не смог договориться с ним о реструктуризации задолженности
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Запустили механизм банкротства

Газпромбанк обратился в арбитражные суды Свердловской области и города Москвы с исками о банкротстве нескольких структур автодилерской группы «Независимость» на сумму как минимум 2,2 млрд руб., следует из картотеки арбитражных дел.

Иски банка о банкротстве компаний «Независимость Екатеринбург М» (на сумму 167,9 млн руб.), «Независимость Екатеринбург К» (164,3 млн руб.), «Независимость недвижимость Урал» (1,89 млрд ​руб.), «Независимость — автомобили с пробегом», «Независимость — Химки» (сумма не указана) зарегистрированы 24 ноября и пока не приняты к производству.

Представитель «Независимости» подтвердил получение заявления от кредиторов о возбуждении процедуры банкротства. «Менеджмент группы вместе с банками и иными ключевыми кредиторами провели большую совместную работу по анализу и поиску вариантов реструктуризации задолженности группы с целью поддержания и улучшения бизнеса группы. Однако в текущих условиях провести такую реструктуризацию не представляется возможным по объективным причинам», — сообщил он. По словам представителя, ожидается, что в обозримом будущем будут инициированы процессы банкротства компаний группы «Независимость».

Представитель компании А1 сказал, что в конце прошлого года менеджмент «Независимости» сообщил о сложной финансовой ситуации в компании и запросил финансовую поддержку, которая была предоставлена. А1 как один из акционеров активно поддерживала менеджмент в процессе переговоров с банками-кредиторами. К сожалению, нормализация ситуации не произошла», — заключил он.

«Газпромбанк неоднократно реструктурировал задолженность компании, однако, наблюдая за тем, что она находится под серьезным давлением различных кредиторов, счел целесообразным также обратиться в суд с заявлением о банкротстве», — сообщили РБК в пресс-службе Газпромбанка.

Партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин считает, что вероятность начала процедуры банкротства «Независимости» максимально близка к 100%. «У собственников компании было достаточно времени аккумулировать средства, договориться об отсрочках со значимыми кредиторами, как это, к примеру, удалось сделать Genser и Сбербанку, рассчитаться с наиболее нетерпеливыми, но этого сделано не было», — добавляет Клеточкин. По его словам, основная задача банкротства — выяснить судьбу активов, оспорить сделки, нанесшие ущерб предприятию, и хотя бы частично рассчитаться с кредиторами.

К тому же, как отмечает управляющий партнер компании «Право и бизнес» Александр Пахомов, процедура банкротства в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» также дает Газпромбанку право возложить на контролирующих должника лиц субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

​Подошли к критической черте

На начало 2017 года группа «Независимость» была дилером Audi, VW, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Peugeot и Mitsubishi; дилерские центры располагались в Москве, Екатеринбурге и Уфе. Акционерами «Независимости» выступают входящая в «Альфа-Групп» Михаила Фридмана инвесткомпания А1 (49,95%) и Роман Чайковский (50,05%).

К окончанию кризиса в автопроме в 2016 году группа подошла с общей задолженностью около 6 млрд руб. Ее основными кредиторами являются Газпромбанк и Сбербанк.

В июле этого года группа закрыла дилерские центры в Москве (Volvo, Land Rover / Jaguar и Volkswagen) и Екатеринбурге (Volvo, Mitsubishi и Kia).

28 сентября один из крупнейших кредиторов «Независимости», ​Газпромбанк, разместил 11 уведомлений о намерении обратиться в суд «в связи с наличием признаков банкротства» в отношении компаний этой группы в Москве, Екатеринбурге и Уфе. Представитель «Независимости» и тут объяснил это «обычной технической процедурой», добавив, что ведутся​ переговоры с банком о реструктуризации задолженности.

В октябре группа за неделю потеряла дилерство двух автопроизводителей — Volvo и BMW. Представитель А1 тогда сообщал РБК, что менеджмент дилерской группы сейчас реализует антикризисный план при поддержке банков и импортеров. Представитель «Независимости» говорил РБК, что рассматривается несколько сценариев развития событий, среди которых реструктуризация кредитных линий и запуск процедуры финансового оздоровления компании.

Не заметят ухода

​По словам аналитика «Алор-Брокер» Кирилла Яковенко, в докризисный период (в 2012–2013 годы) доля «Независимости» на региональных и столичном рынках доходила до 13–15%. Но в кризис 2013–2016 годов продажи группы начали стремительно сокращаться. В 2016 году, по данным журнала «Автобизнесревю», продажи новых автомобилей у «Независимости» упали на 27,5%, до 9,1 тыс. шт., хотя общее падение российского рынка, по данным АЕБ, было гораздо меньше — 11%. Доля дилера на рынке оценивалась в 8–10%.

«Нельзя сказать, что сама по себе модель была изначально убыточной, она просто не соответствовала новым экономическим реалиям: компания активно развивалась за счет привлечения средств инвесторов и займов на высоком рынке, но как только продажи, следуя общему рыночному вектору, рухнули, бизнес, по сути, оказался за гранью рентабельности», — считает Яковенко.

Председатель правления ГК «Авилон» Андрей Павлович отмечает, что у любого бренда, который был в портфеле дилера, есть стабильная сеть в Москве. «Рынок от этого не изменится, клиенты найдут своего партнера», — добавляет он. По его словам, проблемы могут возникнуть только по Audi, где есть проблемы с продажами, а в массовых брендах в Москве достаточно дилеров, чтобы заменить «Независимость».

«Об уходе «Независимости» с рынка известно уже полгода, и рынок уже адаптировался под эту новость», — считает директор по развитию бизнеса компании ГК «Рольф» Владимир Мирошников. По его словам, учитывая, что масштабы восстановления рынка не соответствуют до​кризисному уровню, некоторые бренды из портфеля «Независимости» могут столкнуться с определенными трудностями, но в целом потенциала автодилерского бизнеса достаточно, чтобы клиенты «не чувствовали себя осиротевшими».

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Когда цифровой маркетинг эффективен в b2b, а когда — бесполезная трата
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Все страдают и все идет не по плану: как внедрить бюджет в стартапе
Pro
Нашли нового CEO. Что делать, чтобы он не сбежал через месяц
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется