Бизнес, 27 дек 2021, 10:01

«В то, что делает счастливым»: куда советуют инвестировать герои РБК

В себя, NTF, семью, «компактные проекты» и политику. Бизнесмены, топ-менеджеры и политики дали советы — куда инвестировать в 2022 году. Все ответы носят исключительно рекомендательный характер
Читать в полной версии

Герман Греф, председатель правления Сбербанка: «В самообразование, в отношения, в людей, в выстраивание связей с родными. Важно помнить, что сейчас происходит настолько сильная трансформация мира, что мало кто из нас — особенно из молодых людей — сможет проработать всю жизнь в одной профессии. Стремительная эволюция мира приводит к таким же стремительным изменениям в существующих профессиях — ненужные отмирают, но им на смену приходит множество новых. Следить за тенденциями, развиваться, учиться, приобретать новые навыки — пожалуй, это лучшая инвестиция на долгие годы вперед. Делайте именно то, о чем вы сейчас подумали, как можно скорее, потому что в нашем скоростном современном мире потом может быть поздно, потому что кто-то другой сделает это за вас. Инвестируйте в то, что делает вас по-настоящему счастливым, — в собственное свободное время, которое можно проводить с близкими и друзьями, которое можно посвящать своим детям, увлечениям, отдыху».

Вагит Алекперов, президент и совладелец ЛУКОЙЛа: «В акции ЛУКОЙЛа, конечно. Я лично вкладываю туда».

Наталья Касперская, президент компании InfoWatch: «Только туда, в чем вы хорошо разбираетесь. И никогда не следовать в этой области советам, которые вам дают. Если вам сказали, что куда-то надо инвестировать, это мошенники. Бегите от них со всех ног».

Максим Акимов, гендиректор «Почты России»: «Два предложения — одно уже очень активно, второе со дня на день должно активироваться. Первое, это сервисы для электронной торговли. Для производителя и продавца товаров границ уже нет, но вот качество и комфорт продаж и доставок еще будут развиваться. Регионы будут догонять миллионники, миллионники тестировать все новые технологии. Скучно в e-commerce в ближайшие годы точно не станет. Второе, это VR. Устройства все доступнее, люди уже не разучатся развлекаться дома (этот навык ковид прокачал максимально), а вот игр и других продуктов для шлемов пока критически мало. Со дня на день разработка таких продуктов должна начать набирать скорость. А если вы не инвестор, то можно посматривать в сторону устройств для домашнего пользования. С доставкой почтой, разумеется».

Антон Елистратов, гендиректор группы «Самолет»: «В акции «Самолета».

Илья Сачков (арестован по подозрению в госизмене и сейчас находится в СИЗО; ответы редакции РБК передал его адвокат Сергей Афанасьев), основатель Group-IB: «В кибербезопасность, конечно. И в криптовалюту, вероятность роста BTC до $110–120 тыс. высока».

Максим Басов, гендиректор группы «Русагро»: «Инвестировать в акции как класс, в медицину и искусственный интеллект как направление, в Европу и Россию как географические направления».

Евгений Дитрих, гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании: «В короткие компактные проекты. В перспективные инновации. В «зеленые» и социальные технологии. Первые — для денег. Вторые — для будущего. Третьи — для души. Главное, чтобы было что инвестировать».

Владимир Верхошинский, главный управляющий директор Альфа-банка: «В любые периоды неопределенности самое бесспорное решение — инвестировать в себя. В здоровье, в образование, в опыт и свой потенциал. Сейчас очень интересное время, не самое простое, но оно открывает много возможностей. Главное — вовремя их увидеть. Не менее важный фактор — окружение. В эту праздничную пору я бы посоветовал каждому задуматься, чувствуете ли вы себя на своем месте, и выбрать правильную команду, правильных людей, которые увеличивают скорость вашего движения к успеху».

Антон Михальков, гендиректор «Росводоканала»: «В то, чем вы можете управлять и что можете контролировать: в свое собственное развитие, в собственные, пусть небольшие, проекты».

Сергей Скуратов, владелец и генеральный директор «Уральских авиалиний»: «В семью».

Дмитрий Сергеев, гендиректор «AliExpress Россия»: «В электронную коммерцию. Это долгосрочный тренд, и вне зависимости от сиюминутных скачков фондового рынка онлайн-платформы будут забирать долю рынка. Тем более в России еще есть огромное пространство для роста электронной коммерции».

Сергей Горьков, гендиректор Росгеологии: «В драгоценные металлы — они останутся в тренде, с учетом хеджирования рисков. Также я бы смотрел на новые технологии, которые «бродят» вокруг улавливания СО2 и производства и транспортировки водорода. Возможно это не инвестиции 2022 года, но на это уже можно смотреть внимательно, потому что это инвестиции в развитие».

Андрей Костин, предправления ВТБ: «В медицину, высокие технологии».

Ян Дюннинг, президент и гендиректор сети «Магнит»: «Я бы инвестировал в розницу. Если вы посмотрите на то, по каким мультипликаторам торгуются российские публичные ретейлеры и сравните их с западными аналогами, а также примете во внимание дивидендную доходность, которую обеспечивают крупнейшие розничные сети в России, то это действительно интересный сектор для инвестиций. А если еще учесть и его «защитный» характер, то, думаю, выбор очевиден».

Алексей Нечаев, лидер партии «Новые люди» и основатель Faberlic: «Я считаю, что надо инвестировать в людей: в их образование, в развитие. Потому что курс валюты может падать, а люди вместе с тобой расти. Надо инвестировать в политику. Если ты инвестируешь в какие-то активы (и в России, и в мире), то ты можешь их потерять. А когда инвестируешь в политику, то больше защищен. Многие считают, что политика в России запрещена, а на самом деле она уже несколько лет разрешена, но никто это не чувствует, не понимает. Поэтому время — 2022, 2023 год — инвестировать в политику».

Андрей Кузяев, президент «Эр-Телекома»: «Я сам инвестирую в digital, в новые технологии, которые трансформируют образ жизни людей и бизнес. Особенно перспективно то, что связано с искусственным интеллектом, автоматизацией, безопасностью. Также появились новые ценности, которые полностью меняют наш мир. Здоровье, жизнь человека приобрели принципиально другую ценность. Поэтому надо инвестировать в здоровье. Нельзя уже себе позволить заболеть, а потом вылечиться. Задача сделать так, чтобы не болеть, потому что ковид показал, что могут быть такие заболевания, которые все твои прошлые заболевания собирает в одно. Но для этого нужно осознанно управлять своей жизнью и быть в балансе с собой. Если вести речь о долгосрочных инвестициях, то зеленая энергетика — это то, что изменит жизни людей в ближайшие десятилетия».

Андрей Комаров, бывший совладелец ЧТПЗ: «В себя, самое главное, в свое развитие, особенно важно — в образование».

Захар Прилепин, сопредседатель «Справедливой России — За правду — Пенсионеры России»: «В Донбaсс».

Давид Якобашвили, совладелец Petrocas Energy Group: «В высокие технологии. Я смотрю, какой здесь прогресс, как все растет на глазах и это здорово».

Андрей Вагнер, гендиректор «Т Плюс»: «На мой взгляд, сегодня инвестировать лучше всего в цифровизацию бизнеса. Соответствие высоким технологическим стандартам позволяет удерживать лидерские позиции в экономике и развиваться дальше. Если говорить о тепловом бизнесе, то, конечно, важное направление для инвестиций — теплосетевой комплекс. Для нас это и экономика, и надежность».

Андрей Гурьев, совладелец «ФосАгро»: «Отечественный агропромышленный комплекс сейчас является наиболее перспективным и бурно развивающимся сектором экономики. У АПК России — прекрасные перспективы, реализации которых поможет создание в нашей стране «зеленого» бренда продукции с улучшенными характеристиками. Соответствующий закон вступает в силу как раз в следующем году. Оценочно мировой рынок продукции такого качества — более $300 млрд. А с учетом глобального стремления к здоровому образу жизни он будет только расти. У российских аграриев — прекрасные шансы занять эту нишу».

Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм»: «Здесь я буду пристрастна, но объективна и скажу — в анимационную индустрию. В России она имеет огромный креативный потенциал, и при наличии стабильных инвестиций, которые будут направлены на масштабирование производства и экспорт, сможет в перспективе ближайших лет не только повторить, но и, возможно, даже затмить успех Южной Кореи, которая на государственном уровне начала вкладывать большой объем средств в развитие креативных индустрий уже 15 лет назад. При этом важно помнить, что анимация — это «долгие деньги», то есть отдача от вложений наступит в среднем спустя пять лет — это срок, за который проект раскручивается, завоевывает зрительское и признание, и любовь и выходит на монетизацию».

Евгений Петров, глава Роснедр: «В людей. В геологии наблюдается серьезный голод кадров. Надо сделать акцент на популяризации профессии. Впервые в истории есть недобор в вузах на геологические специальности».

Игорь Мишин, гендиректор «МТС Медиа»/KION: «Если мы говорим про медийную составляющую, то, безусловно, на сегодняшний день инвестиции в суперконкурентоспособный контент — в контент на самом высоком уровне — это однозначно очень интересные инвестиции для людей, которые присматриваются к кино и медиа».

Сергей Монин, председатель правления Райффайзенбанка: «Думаю, что все-таки акции, но нужно смотреть на то, чтобы они были inflation friendly. То есть речь идет, например, о компаниях, ориентирующихся на потребительский спрос».

Владимир Никольский, операционный директор VK, сооснователь My.Games: «В талантливых людей! Ведь именно они приводят компании к успеху, запускают космические корабли в космос и вообще меняют мир к лучшему. Для меня это главный инвестиционный вектор уже многие годы. Я верю, что люди — это самый главный актив любой компании».

Андрей Клишас, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству: «Инвестируйте только в себя».

Штефан Дюрр, президент ГК «ЭкоНива»: «Все свое время и силы я вкладываю в «ЭкоНиву», это мое детище».

Алексей Толстоган, генеральный директор Национального рекламного альянса (НРА): «Если мы говорим про коммуникации, инвестировать надо в те каналы, которые дают понятный и измеримый эффект. Для крупного бизнеса и для бизнеса, который хочет стать крупным, таким каналом было и остается ТВ. Безусловно, правильный медиамикс — залог успеха рекламной кампании, но я считаю, что видео — это самый эффективный способ построения коммуникации на сегодняшний день. На этапе эмоционального вовлечения аудитории, когда бренду необходимо стать love mark для потребителя, именно видео является ключевым инструментом в этом процессе. А телевидение занимает большую долю видеоинвентаря в России».

Андрей Цыпер, исполнительный директор по медиа Rambler&Co: «Свободные деньги и время всегда инвестируйте в себя, поднимайте собственную капитализацию».

Сергей Анурьев, гендиректор ГК «ЛитРес»: «На мой взгляд, здесь стоит придерживаться совета, который Сэмюэль Клейсон дал в книге «Самый богатый человек в Вавилоне»: важнее инвестировать с каждого прихода в надежные активы и на долгосрочную перспективу. В конце концов если активы не вырастут в 2022 году, то вырастут в 2023-м. ‎Еще мне лично интереса тема NTF, особенно в связи с контентным бизнесом. Поэтому я интересуюсь этим рынком, в том числе как направлением для инвестиций, хотя большую долю инвестиций там размещать крайне рискованно. Но самым привлекательным направлением для инвестиций средств является ваше собственное дело или вы сами, это то, на что вы сами можете влиять и сами же получаете от этого удовольствие и драйв каждый день. Если резюмировать, я рекомендую инвестировать: 10% от дохода — в акции и облигации, 1–2% — в что-то рискованное и интересное, а остальное — в себя и в компанию».

Сергей Миронов, сопредседатель «Справедливой России — За правду — Патриоты России»: «Я бы посоветовал нашим финансистам от правительства инвестировать в человеческий капитал и реальную экономику. Не мариновать деньги в резервах, с убытком вкладывая их в зарубежные активы. А направлять средства на социальную поддержку граждан. Люди — это самый ценный актив государства, оно должно в них вкладываться. Нужно вкладывать в поддержку наших студентов, семей с детьми, пенсионеров, в качественную и бесплатную медицину, в решение жилищных проблем, в снижение закредитованности населения».

Алексей Васясин, гендиректор объединенной сети кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино»: «Как всегда — все инвестиции должны быть в себя».

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки