Европа полностью использовала закачанные с прошлого года запасы газа
По данным Gas Infrastructure Europe, на 26 февраля объем газа в европейских подземных хранилищах газа (ПХГ) на 21,5%, или 7,9 млрд куб. м, меньше прошлогоднего уровня. Отобрано уже 47 млрд куб. м — 100% закачанного в летний период газа, то есть объем запасов, сделанных в прошлом году, снизился до нуля. Об этом в понедельник, 28 февраля, сообщила пресс-служба «Газпрома».
Общий остаток газа в ПХГ Европы — 29,5%, или 32 млрд куб. м. Это на 11 процентных пунктов ниже среднего уровня за последние пять лет. Подземные хранилища Германии опустошены уже на 70,6%, Франции — на 77,1%, утверждает российская компания.
Расход газа из европейских хранилищ на прошлой неделе был в пять раза выше, чем в среднем за последние пять лет, отмечал ранее «Интерфакс».
По данным «Газпрома», с 7 января уровень запасов в европейских ПХГ перешел «в область рекордных минимумов» за многолетний период наблюдений. На 26 февраля запасы на 0,6 млрд куб. м меньше минимального показателя на эту дату.
Теперь помимо прямых закупок газа европейцы будут использовать только газ, который были закачан в ПХГ еще раньше — в 2020-м и предыдущие годы, отмечает российская компания. По ее данным, обычно отбор газа из европейских подземных хранилищ продолжается до конца марта — середины апреля. Таким образом, он должен продлиться еще полтора месяца. «Отопительный сезон в Европе постепенно заканчивается, при отсутствии похолоданий остался всего один месяц», уточняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Для восполнения запасов в ПХГ к следующей зиме потребуется закачать «такие значительные объемы газа», которые за один летний сезон никогда ранее не закачивались, утверждает пресс-служба «Газпрома». «Это очень серьезный вызов, учитывая в том числе суточные лимиты объемов закачки, которые строго ограничены технологическими возможностями хранилищ. Кроме того, общий объем доступного на европейском рынке газа сильно зависит от спроса на растущем азиатском рынке», — предупреждает компания.
Каким образом Европа будет пополнять запасы газа
Помимо изъятия из ПХГ газ можно приобретать на рынке: он идет по трубопроводам из России, Норвегии и Алжира и в виде сжиженного природного газа (СПГ) из США, Катара, России и даже Австралии, отмечает Пикин. Поставки трубопроводного газа в Европу сможет нарастить Норвегия и Азербайджан, добавляет владелец компании Lombi Consulting (занимается в том числе газовым трейдингом в Европе) Роман Мацаев.
«Газпром» является крупнейшим поставщиком газа в Европу. Несмотря на военную операцию России на Украине, он продолжает поставки через территорию этой страны. Компания осуществляет подачу российского газа для транзита через территорию Украины «в штатном режиме», в соответствии с заявками европейских потребителей — 105,8 млн куб. м на 28 февраля, говорится в ее сообщении. В условиях повышенного спроса на газ может быть увеличена загрузка и газопровода для поставок из России через территорию Белоруссии и Польши Ямал — Европа, считает глава Фонда энергетического развития.
Цена на газ в Европе (апрельский фьючерс) 28 февраля на самом ликвидном европейском хабе Title Transfer Facility (TTF) в Нидерландах составила $1282 за 1 тыс. куб. м. До кризиса они не превышали $400 за 1 тыс. куб. м. Такая высокая цена делает европейский рынок привлекательным для поставок СПГ, продолжает Пикин.
По данным Gas Infrastructure Europe, импорт СПГ в ЕС в феврале 2022 года вырос в 1,9 раза, до 8,88 млрд куб. м. Но в пересчете на сутки февральский экспорт снижается по отношению к пику в январе на 5%. Кроме того, запасы газа в резервуарах приемных терминалов с начала февраля сократились на 11%.
Дефицит природного газа в ПХГ можно заместить СПГ, но по всей Европе сделать это равномерно не получится, говорит глава подразделения СПГ ICIS в Азии Роман Казьмин. Если в Великобритании на российский газ приходится около 2% потребления, то в Италии — 30-40%, указывает он.
Пикин напоминает, что часть газа можно заместить углем, как Европа уже делала при нехватке поставок из возобновляемых источников энергии (ветряных и солнечных электростанций). Действительно, уголь высокого качества является альтернативой газу, но российский уголь для этого непригоден, уточняет Казьмин.