Бизнес, 28 апр 2018, 15:36

Schlumberger разрешили выкупить долю в Eurasia Drilling

В правительстве согласны на продажу американской Schlumberger блокирующего пакета в нефтесервисной компании Eurasia Drilling. Возможна конфигурация сделки, при которой Schlumberger и РФПИ с арабскими инвесторами выкупят менее 50%
Читать в полной версии
Фото: Heinz-Peter Bader / Reuters

Американская Schlumberger, которая с лета 2017 года пытается купить контрольный пакет крупнейшей в России нефтесервисной компании Eurasia Drilling Company (EDC), может претендовать на пакет в границах от 25% плюс одна акция до 49%, предварительно решила правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями.Об этом ТАСС сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Правкомиссия приняла решение о продлении рассмотрения ходатайства Schlumberger, уточнила позже пресс-служба ФАС.

По словам Артемьева, правительство и комиссия не хотели бы отдавать Schlumberger контроль, то есть 50% плюс одна акция, однако согласны на покупку блокпакета в буровой компании.

Покупка блокпакета будет сопровождаться рядом условий, каких — в ФАС еще не решили. По словам Артемьева, для покупки контролирующей доли в EDC необходимо было выполнить 11 условий, которые нивелировали негативные последствия различного рода санкций и других факторов, влияющих на сделку.

Условия ФАС

Среди известных условий, который ФАС выставила Schlumberger, предлагалось перевести EDC, зарегистрированную на Каймановых островах, под российскую юрисдикцию. К тому, покупатель должен был локализовать производство техники и комплектующих для EDC в России, назначить российского гендиректора в подрядчике и в случае усиления американских санкций не прекращать существующие контракты и перепродать свой пакет российскому юрлицу. В декабре 2017 года стало известно, что Schlumberger согласилась приобрести пакет Eurasia Drilling на условиях ФАС.

«В отношении 25% плюс одна акция или 49% — допустимого диапазона с.егодняшнего дня — мы будем смотреть, какие из этих условий надо применять, какие нет, мы незамедлительно вступаем в переговоры с компанией Schlumberger и надеемся, что выходим на финишную прямую», — заявил глава ФАС.

Артемьев напомнил, что на долю в EDC претендует и Российский фонд прямых инвестиций вместе с партнерами из Объединенных арабских эмиратов (ОАЭ). Они рассчитывают на покупку 16,1% акций. Глава ФАС считает возможным объединить эти сделки. «Правительственная комиссия не то чтобы не одобрила сделку с РФПИ, а просто попросила ее включить в комплект Schlumberger как единое решение, которое приводит уже к конечному решению, у кого сколько — сколько у российских акционеров, сколько у ОАЭ, сколько у компании Schlumberger», — заключил руководитель ФАС.

«Если мы говорим о том, что вполне возможно было бы 25% плюс одна акция отдать Schlumberger как вариант, если мы договоримся с компанией, там же важны еще и цена, и другие дополнительные условия, то вполне возможно как раз РФПИ и ОАЭ, которые приобретают вместе 16%», — отметил Артемьев (цитата по «Интерфаксу»). 25% плюс 16% — «вполне хорошая конфигурация, не получающая контроля, но приносящая существенные сотни миллионов и даже миллиард долларов», — добавил он.

«РФПИ и соинвесторы по-прежнему заинтересованы в приобретении доли в EDC и намерены вести переговоры со всеми сторонами с целью скорейшего закрытия сделки», — сказал РБК представитель РФПИ. Вице-президент Schlumberger по взаимодействию с органами государственной власти Александр Борисов отказался от комментариев.

Schlumberger договорилась с акционерами EDC о покупке контрольного пакета в компании еще в июле 2017 года. EDC — одна из крупнейших российских буровых компаний (по данным S&P, ее доля на российском рынке по итогам 2017 года составила 20%). Так как она работает на месторождениях федерального значения, Минприроды предложило ввести ограничения для американской компании. Глава ФАС отмечал, что сделка имеет «большие проблемы», так как Schlumberger должна получить гарантию от Вашингтона, чтобы обезопасить деятельность EDC от американских санкций.

Schlumberger не впервые пытается купить долю в Eurasia Drilling. В 2015 году компания готова была за​платить $1,7 млрд за 45,65% в Eurasia Drilling с опционом на выкуп остальной доли через три года. Тогда сделка не состоялась из-за того, что российская правительственная комиссия по иностранным инвестициям затянула с ее одобрением.

Основной владелец Eurasia Drilling — Александр Джапаридзе (ему принадлежит около 31% акций), у Александра Путилова — 22,4%. Доля структур главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова не раскрывалась.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой