VK станет владельцем «Яндекс.Новостей» и «Яндекс.Дзена»
Сторонам еще предстоит определить, как отделить сервисы от поисковикаVK подписала соглашение о покупке сервисов «Яндекса» — агрегатора новостей «Яндекс.Новости» и платформы для блогеров «Яндекс.Дзен», сообщили стороны. Основные условия сделки стороны уже согласованы. «Для совершения сделки стороны должны будут получить все необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая Федеральную антимонопольную службу», — сообщил представитель VK, пообещав раскрыть подробности о соглашении позднее.
По словам одного из собеседников РБК, близкого к одной из сторон сделки, главным пунктом преткновения в переговорах о продаже «Дзена» и «Яндекс.Новостей» VK был вопрос, останутся ли эти проекты на главной странице «Яндекса» и что в итоге стороны договорились о некоем переходном периоде, в течение которого проекты сохранят свое место на ней. Представитель «Яндекса» отказался комментировать эту информацию, но еще один источник РБК, знакомый с ходом обсуждений, подтвердил, что будет переходный период. По его словам, есть «тысяча сложных вопросов, связанных с «переездом» этих сервисов», но «ничего драматичного».
На встрече с сотрудниками 16 марта глава «Яндекс.Дзена» Антон Фролов говорил, что ключевое условие «развода», что сервис вместе с «Яндексом» придумает, как сохранить аудиторию и трафик.
Зачем продавать сервисы
В марте о планах «Яндекса» продать указанные сервисы сообщал РБК, ключевым интересантом источники называли именно холдинг VK. По данным собеседников РБК, причиной стало «усложнение доступа к капиталу» и «изменение экономической ситуации». Один из источников отмечал, что «Яндекс» намерен сконцентрироваться на развитии «поиска, технологий и городских сервисов».
Другой собеседник РБК рассказывал, что идея продать «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» возникла четыре-пять лет назад, а прошлой осенью компания вернулась к этому вопросу. Источник пояснил, что «Яндекс» хочет быть технологичной компанией, а «Дзен» «развивается больше в сторону соцсетей».
«Яндекс.Новости» же, по словам собеседника, вызывают «много критики со всех сторон». Так, в 2019 году в Госдуме заинтересовались механизмом формирования главных новостей: после того как в топе сервиса оказалось сообщение о предложении депутатов запретить эксплуатацию старых автомобилей, парламентарии предположили, что поисковики «специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией». В компании неоднократно заявляли, что за формирование главных новостей отвечают алгоритмы, а не сотрудники.
Антон Фролов на встрече с сотрудниками говорил, что «цель «Яндекса» — не отсвечивать», но это невозможно сделать, когда «на какой-то странице огромное количество трафика, за который ты отвечаешь». Он отмечал, что за месяц после начала специальной военной операции в России поменялись правила ведения бизнеса, и перед «Яндексом» встал вопрос — что делать дальше. «В текущих условиях невозможно одновременно продолжать заниматься контентными и информационными сервисами, которые влияют на большое количество людей, и не попадать под разные виды давления как с внутренней стороны, так и с внешней», — указывал топ-менеджер.
Среди других причин продажи сервисов может быть желание оградить «Яндекс» от санкций. В середине марта ЕС включила в санкционный список Тиграна Худавердяна, на тот момент управляющего директора группы «Яндекс». В решении указывалось, что бывший глава отдела новостей клмпании Лев Гершензон обвинил «Яндекс» в том, что он является «ключевым элементом в сокрытии информации» о военном конфликте на Украине от россиян. Кроме того, компания предупреждала российских пользователей, которые искали новости об Украине в поисковой системе, о недостоверной информации в отношении СМИ, к публикациям которых российское правительство предъявляло претензии, а сам топ-менеджер присутствовал на встрече с президентом России Владимиром Путиным 24 февраля. Из этого власти ЕС сделали вывод, что он является членом «ближайшего круга олигархов» и поддерживает политику, проводимую главой страны против Украины.
Сам «Яндекс» объяснял причины продажи желанием развивать другие продукты, в том числе поисковую систему, платформу для размещения рекламы, облачные сервисы, технологии беспилотного вождения.
Как сделка повлияет на компании
«Яндекс.Дзен» работает с 2017 года. Сервис изучает интересы пользователей и формирует для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. Кроме того, «Дзен» — издательская платформа, где можно размещать публикации и зарабатывать на рекламе. В 2021 году у сервиса было более 22 млн активных пользователей в день.
Сервис «Яндекс.Новости» был создан в 2000 году. Им, по данным компании, ежедневно пользуются более 10 млн человек.
Опрошенные РБК эксперты не стали оценивать, какой может быть сумма сделка. Вице-президент Advance Capital Артур Шубаев считает, что «логически и в среднесрочной перспективе эта сделка должна позитивно повлиять на бизнес и котировки «Яндекса», потому что наличие медиа-активов всегда несет в себе определенные риски, связанные с регуляторной средой и политическими вопросами». «Даже если оценка была дисконтная, вряд ли эта денежная потеря настолько значительная, чтобы перевесить выгоду от концентрации на основных направлениях бизнеса», — рассуждает он.
По словам аналитика Газпромбанка Анны Куприяновой, новость является позитивной для обеих компаний и может поддержать их котировки. «Яндекс» всегда был и остается агрегатором в ряде направлений, и новости — определенно не профильный бизнес этой компании. Так что выход из подобных активов логичен. Кроме того, он еще и обеспечит финансовую экономию по затратам, которая крайне необходима в текущих условиях», — говорит Куприянова. Для VK приобретение, по ее словам, поможет укрепить направление соцсетей.
Стратег «Арикапитал» Сергей Суверов также отметил, что медиаактивы не приносили значительного дохода и несли определенные политические риски, а их продажа позволит «Яндексу» концентрируется на основном бизнесе поисковика, а также сервисе такси. «Для медийного бизнеса VK это хорошее дополнение портфеля активов. Так как стоимость активов в нынешних реалиях невысока, большого влияния на капитализацию компаний сделка не окажет», — считает эксперт.