Бизнес, 28 мая 2015, 09:16

Новый номер журнала РБК: главные российские технологии

Читать в полной версии
Фото: Алена Кондюрина для РБК

Космические ракеты и спутники, истребители и атомные электростанции, стрелковое оружие и собственный интернет-поисковик — все эти очень разные технологии были и остаются предметом национальной гордости и важной, хотя и сравнительно небольшой, статьей российского экспорта.

Все они производятся компаниями, которые используют прикладную науку для решения разных проблем, требуют от своих сотрудников схожих навыков и в целом сравнимы между собой. Одного этого достаточно, чтобы можно было ставить рядом русские технологические компании вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности. Результатом такого исследования стал первый рейтинг технологических компаний РБК.

Для рейтинга РБК мы отбирали компании, которые производят и продают собственные технологии, и эта деятельность приносит им большую часть выручки. Поэтому в наш список не попали, например, крупные интернет-ретейлеры, которые формируют оборот за счет высокотехнологической перепродажи товаров, произведенных на стороне. В рейтинг не вошли крупные системные интеграторы, потому что в их продажах большую часть составляют вычислительные системы и программы, созданные на стороне — в IBM, Oracle или SAP. Не вошли и мобильные операторы, хотя крупные производители сетевого оборудования, если бы они существовали в России, безусловно, заняли бы место в списке.

Определение, которым мы пользовались в работе над рейтингом: технологические компании разрабатывают и производят сложные механизмы, электронику, медицинские препараты или программный код, и эта деятельность приносит им по меньшей мере половину выручки. Таких предприятий — с выручкой больше 10 млрд в год (2013 год) — в России насчитывается чуть больше ста, если учитывать отдельные субъекты, а не целые холдинги вроде Объединенной авиастроительной корпорации или «Алмаз-Антея».

50 самых успешных из них — в рейтинге РБК. Первые три места в нем заняли «Компания «Сухой», «Яндекс» и Mail.ru Group. Но состав первой тройки не дает полного представления обо всех участниках — читайте и смотрите новый рейтинг «50 крупнейших технологических компаний России».

Две трети российских спутников делает одна компания — «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (ИСС). За десять лет она нарастила производство спутников в несколько раз, выручку — на порядок. ИСС обеспечены государственным заказом на десятилетие вперед. Но зависимость от высокотехнологического импорта и бюджетных средств делают компанию уязвимой: на мировом рынке спутников связи ИСС далеко не самый успешный игрок. Для этой статьи журнал РБК отправился в закрытый город Железногорск — подробнее в материале «Опытные аппаратчики».

«В сознании многих директоров предприятий «1С» и бухгалтерия — устойчивое словосочетание, подобное «слава КПСС», — улыбается основатель и директор компании «1С» Борис Нуралиев. Действительно, в России сложно найти предприятие или компанию, где не установлен хотя бы один продукт «1С». Компания Нуралиева смогла оставить позади почти всех конкурентов: не поддается лишь немецкая SAP. Но, похоже, в этой борьбе у «1С» может появиться козырный туз, который компании готовы дать российские чиновники, — читайте материал «Шанс на победу».

Отечественное вино поставило абсолютный рекорд: три из четырех бутылок, купленных россиянами в первом квартале 2015 года, были выпущены на российских предприятиях. Заграничное вино за последние полгода, по оценкам участников алкогольного рынка, подорожало в среднем на 40–50%. Отечественное, хоть и сильно зависимое от импортных составляющих, — только на 10–30%. Смогут ли российские виноделы закрепить небывалый успех? С этим и многими другими вопросами журнал РБК поехал в главный винодельческий регион России, на Кубань, — ответы читайте в материале «Правила роста».

Об этом и многом другом — в свежем номере журнала РБК, который поступил в продажу 28 мая.

Автор — главный редактор журнала РБК  

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Экспатам из России платят в Узбекистане $60 тыс. в год: в чем сложность
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»