Бизнес, 28 мая 2021, 07:00

Создатель «Арматы» сократил зарплатный фонд на 20%

Как на это повлиял карантин и нерабочие дни
Уралвагонзавод, накопивший в 2014–2016 годах долгов более чем на 100 млрд руб., в 2020 году сократил затраты на оплату труда больше чем на 20%. Это следствие исполнения президентского указа о нерабочих днях
Читать в полной версии
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

УВЗ сократил штат и расходы на оплату труда

Расположенное в Нижнем Тагиле АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) в 2020 году сократило затраты на оплату труда на 22%, или на 2,5 млрд руб., в сравнении с предыдущим годом. Это следует из отчетности компании по итогам прошлого года.

Из нее следует, что в 2020 году УВЗ выделил на оплату труда своих сотрудников чуть больше 9 млрд руб. (против 11,7 млрд в 2019 году). Из них более 2,6 млрд пошли на оплату труда основного управленческого персонала в составе 3662 человек. Эта цифра также приводится впервые за последние годы — с 2017-го УВЗ не раскрывал численность основного управленческого персонала и его доходы.

Численность сотрудников компании по итогам 2020 года сократилась на 326 работников и составила 29 748 человек, зафиксировано в документе. Несмотря на это, средняя арифметическая величина заработной платы в 2020 году в сравнении с 2019-м в АО все равно снизилась — на 21%.

В 2019 году гендиректор УВЗ Александр Потапов в интервью РБК рассказывал, что средняя зарплата на Уралвагонзаводе составляет около 40 тыс. руб. в месяц, «что выше средней заработной платы по Нижнему Тагилу».

В ноябре 2020 года информационное агентство «Правда УрФО» сообщало, что Уралвагонзавод переводит своих квалифицированных сотрудников на должности маляров и дворников из-за проблем с загрузкой производства.

В марте этого года издание «Екатеринбург Онлайн» сообщило, что сотрудники УВЗ пожаловались на низкие зарплаты. В среднем рабочий оборонного предприятия получает 25–30 тыс. руб., говорится в статье. «У меня как у старшего мастера оклад 25 тыс. руб. и премия — максимум 20%. Все. Это нищенская зарплата. И у меня пятидневка по восемь часов. Но на УВЗ, чтобы заработать, нужно там жить... Тогда будет зарплата более или менее, а чтобы она дошла до 40–50 тыс., нужно отработать не меньше 200 часов в месяц», — рассказал уральскому СМИ старший мастер цеха № 555 Евгений Медведев, который работает на УВЗ с 1997 года.

Показатель средней заработной платы снизился по объективным причинам, сообщили РБК в пресс-службе Уралвагонзавода. Весной прошлого года в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников и «во исполнение указов президента и губернатора Свердловской области» на Уралвагонзаводе были установлены нерабочие дни, напомнили в пресс-службе.

«Персонал привлекался в количестве, минимально необходимом для выполнения производственных задач. Премиальная часть заработной платы сотрудников, находившихся в режиме нерабочих дней, была ниже, чем у работников, выполнявших производственные задачи», — пояснил представитель корпорации. Он добавил, что в настоящее время все производства работают в штатном режиме. В апреле на предприятии была проведена индексация заработной платы, в июне сотрудники получат традиционное материальное вознаграждение — по итогам работы в 2020 году, уточнили в пресс-службе УВЗ.

Причиной изменения численности трудового коллектива стала естественная текучесть кадров: прием на завод из-за пандемии коронавирусной инфекции был закрыт, при этом работники уходили по самым разным жизненным обстоятельствам (переезд в другой город, выход на пенсию и т.д.), пояснили в УВЗ. «Ушедшие 326 человек — это около 1% от общего количества работающих на предприятии. Такие колебания штатной численности — нормальный постоянный процесс», — отметили в пресс-службе корпорации.

Также в УВЗ заявили, что вагоносборочный конвейер обеспечен заказами, исполняются обязательства в рамках госконтрактов и военно-технического сотрудничества. «На Уралвагонзаводе открыт набор персонала по многим специальностям: токари, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ, строители, медперсонал и т.д.», — рассказали в корпорации.

Насколько сейчас загружен УВЗ

Корпорация «Уралвагонзавод» — это многоотраслевой машиностроительный комплекс, принадлежащий государственной корпорации «Ростех» и выпускающий около 100 видов продукции, в частности военную технику и дорожно-строительные машины. УВЗ специализируется на выпуске инновационных вагонов, которые отличаются от обычных более высокой допустимой нагрузкой на ось: 25 против 23,5 т. Завод выпускает как полувагоны, так и цистерны, платформы, вагоны-хопперы.

УВЗ также является единственным в России производителем танков, в том числе единственного в мире танка третьего послевоенного поколения Т-14 «Армата». Как указано на сайте УВЗ, это принципиально новая и полностью российская разработка, не имеющая аналогов в мире.

Из годового отчета АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (входит в концерн «Уралвагонзавод») следует, что выручка компании составила более 102 млрд руб., чистая прибыль — 7,4 млрд руб. При этом сумма долгосрочных обязательств составляет 55,4 млрд руб., краткосрочных — 64,1 млрд, говорится в отчете.

Выручка концерна «Уралвагонзавод», по данным пресс-службы УВЗ, по итогам 2020 года составила 138,9 млрд руб. Рентабельность по EBITDA — 14,0%.

В 2020 году вагоностроители оказались в тяжелом положении из-за огромного профицита парка, который, по прогнозам отраслевых экспертов, будет сохраняться на протяжении многих лет. Такая ситуация сложилась еще в 2019 году, тогда же было выпущено рекордное число вагонов — 79,6 тыс. единиц. В условиях падения количества заказов и платежеспособности перевозчиков вагоностроители просили о разных видах поддержки — начиная от ограничения допуска на сеть тележек старых конструкций и заканчивая масштабными тарифными льготами и штрафами за проезд старого парка по сети.

В декабре прошлого года вагоностроители все-таки получили господдержку, причем в необычной для отрасли форме, сообщала газета «Коммерсантъ». Их включили в программу субсидирования факторинга, смысл которой заключается в том, что госструктуры закупают технику, расплачиваются за нее через два-три года, а банку возмещаются затраты на оплату рассрочки. По данным газеты, обновленные критерии программы были сформулированы так, что под них стал подпадать УВЗ. Компания намеревалась заключить по этой схеме контракт на поставку 4 тыс. вагонов.

Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Трудно не использовать слово «безумие». Повторится ли бум мемных акций
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться