Компании назвали самых неуступчивых партнеров в пандемию
Аналитический центр НАФИ опросил компании на предмет того, в каких отраслях их деловые партнеры больше всего шли на уступки или искали пути облегчения взаимодействия во время кризиса из-за пандемии COVID-19. Таким образом центр выяснил, в каких отраслях наиболее высок уровень лояльности к поставщикам и контрагентам со стороны организаций-клиентов. Результаты исследования есть у РБК.
Каждой отрасли НАФИ присвоил определенное значение индекса лояльности (NPS), от -100 до +100. Значение зависит от того, готовы ли компании-клиенты рекомендовать своих подрядчиков и поставщиков.
Самый низкий уровень лояльности, который говорит, что в этой отрасли бизнес реже всего шел на уступки своим клиентам, — в сфере аренды коммерческой недвижимости (индекс -2). Опрос показал, что переговоры о возможности пересмотра условий аренды вели 85% предпринимателей, однако добились уступок по платежам только 13%.
Также сравнительно низкий уровень лояльности — у образовательной сферы (образовательные услуги, тренинги, индекс 2) и телекоммуникационной (интернет, телефонная связь, индекс 5).
Наибольшей кооперации бизнесу удалось достичь с банками для юридических лиц (25), лизинговыми фирмами (24) и поставщиками канцелярии и расходных материалов (21).
Во второй тройке по уровню лояльности компаний-клиентов идут разработчики сайтов или мобильных приложений (19), поставщики рекламных или дизайнерский услуг (16) и грузовые компании (16).
Как отмечают в НАФИ, этому способствовало сокращение продаж по традиционным каналам и активное развитие онлайн-каналов дистрибуции. По данным центра, в начале 2021 года бизнес планировал потратить на свои сайты в пять раз больше, чем в 2019-м.
«В прошлом году пандемия проверила деловые отношения между предпринимателями на прочность. В некоторых сферах эти отношения оказались довольно крепкими, и это помогло многим компаниям относительно безболезненно преодолеть экономический кризис, — отметил заместитель генерального директора НАФИ Тимур Аймалетдинов. — В других случаях компании становились заложниками — например, те, чей бизнес был сильно завязан на аренду коммерческой недвижимости, вынуждены были или уходить в онлайн, или закрываться».
При этом, подчеркнул Аймалетдинов, эта «проверка отношений» меняет структуру рынка, когда компании ищут более гибкие условия сотрудничества, активнее сравнивают условия и переключаются на новых контрагентов.
В конце мая опрос, проведенный Knight Frank, показал, что почти две трети (65%) крупных компаний на фоне пандемии решили сократить свои расходы за счет реструктуризации офисных пространств. Почти половина опрошенных (48%) заявили, что пандемия окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости в среднесрочной перспективе, а 27% посчитали, что это влияние будет долгосрочным.