Бизнес, 28 дек 2022, 07:31

Глава «Аэрофлота» назвал ситуацию монополии на рынке скучной

В «Аэрофлоте» считают скучной идею монополизации рынка авиаперевозок, на котором компания занимает более 40%. Конкуренция заставляет более динамично развиваться, полагает глава перевозчика Сергей Александровский
Читать в полной версии
(Фото: Андрей Любимов / РБК)

Идея монополизации рынка пассажирских авиаперевозок в России для «Аэрофлота» выглядит скучной, заявил в интервью РБК гендиректор компании Сергей Александровский. «Когда присутствует конкуренция на рынке, это все-таки стимулирует, заставляет обращать внимание на то, что происходит вокруг тебя, и более динамично развиваться и реагировать на внешние вызовы со стороны конкурентов», — объяснил топ-менеджер.

Группа «Аэрофлот» — крупнейший российский авиаперевозчик на рынке страны. В 2021 году суммарный пассажиропоток группы, в которую входят сам «Аэрофлот», перевозчик «Россия» и лоукостер «Победа», составил 45,8 млн человек (или 41,3% от всех российских авиакомпаний; данные Росавиации).

В 2014-м — это последний полный год работы «Трансаэро» (занимала второе место в отрасли; прекратила полеты в 2015-м) — на долю группы «Аэрофлот» приходилось 36,1% от всех перевезенных российскими авиакомпаниями пассажиров. Однако с учетом того, что к коллективу группы «присоединились сильные специалисты» обанкротившегося перевозчика, Александровский об уходе основного конкурента с рынка не жалеет. «То, что не стало еще одной компании на рынке, — ничего хорошего. Что касается конкуренции между «Аэрофлотом» и «Трансаэро» — это во многом подогретая история», — говорит он.

Сейчас на российском рынке «Аэрофлот» считает своими конкурентами первую пятерку перевозчиков и международные авиакомпании (к примеру, Turkish Airlines). В 2021 году второе место после группы по количеству пассажиров заняла S7 Airlines (16,1% рынка; контролируется семьей Филевых), третье — «Уральские авиалинии» (8,3%; основной владелец — гендиректор Сергей Скуратов).

При этом доля международных перевозчиков на российском рынке за 2022 год выросла вдвое, продолжает Александровский. Из-за введения беспрецедентных международных санкций против России после начала специальной военной операции на Украине российские авиакомпании столкнулись со сложностями при полетах за границу — к примеру, с риском ареста самолетов. «Когда открылись полеты в Турцию, никто из российских перевозчиков не мог туда летать, и турецкие перевозчики на российский рынок зашли очень большим объемом», — отметил глава «Аэрофлота». По его словам, у иностранных игроков в сравнении с российскими авиакомпаниями сейчас гораздо больше возможностей и преимуществ. «В данной ситуации, наверное, важно, чтобы государство балансировало интересы российских и международных перевозчиков», — считает топ-менеджер.

«Я старался, но все зря»: как понять, что вы застряли во фрустрации
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов
Комиссии маркетплейсов поднялись. Как реагируют селлеры
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостероне
Что будет с российской авиацией в случае снятия санкций
«Это целый мир кризисов»: насколько все плохо у BMW, VW и Mercedes-Benz