Захват самолета, 29 мар 2016, 18:40

Лето отменяется: откроют ли Египет для россиян после угона лайнера

Авиасообщение между Россией и Египтом планировалось восстановить к лету, но теперь российские власти хотят понять, что стоит за угоном самолета EgyptAir. Туроператоры опасаются, что теперь Египет откроется нескоро
Читать в полной версии
(Фото: Reuters/Pixstream)

​Во вторник, 29 марта, один из пассажиров захватил в небе над Египтом самолет A320 авиакомпании EgyptAir, летевший из Александрии в Каир. На борту находились 64 человека — 56 пассажиров, семь членов экипажа и один офицер безопасности. По требованию угонщика пилоты посадили лайнер в аэропорту кипрской Ларнаки. После приземления почти все пассажиры были отпущены, за исключением членов экипажа и четырех пассажиров, граждан европейских стран. Примерно через семь часов угонщик освободил оставшихся заложников и сдался.

Хотя на борту захваченного самолета не было россиян, инцидент может иметь последствия для российского бизнеса и туристов. Из-за него власти могут пересмотреть планы о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом. Решение об этом планировалось принять в ближайшее время.

Почти решенный вопрос

Российские авиакомпании приостановили на неопределенный срок полеты в Египет после указа президента Владимира Путина от 9 ноября 2015 года. Этим же документом Путин рекомендовал туроператорам и агентам временно воздержаться от продажи туров в Египет. Причиной стало крушение 31 октября на Синайском полуострове лайнера «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эль-Шейха в Петербург с 224 людьми на борту. По данным ФСБ, в самолете во время полета взорвалась бомба мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. «До тех пор пока мы не определимся с истинными причинами произошедшего, считаю целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет. Это касается прежде всего туристических каналов», — объявил руководитель ФСБ Александр Бортников на заседании Совета безопасности 16 ноября.

После теракта на борту «Когалымавиа» была сформирована рабочая группа из представителей силовых органов и Росавиации, которая несколько раз проверяла безопасность египетских аэропортов, рассказывал высокопоставленный федеральный чиновник. Неделю назад он говорил РБК, что запрет для российских авиакомпаний и туристических фирм может быть снят в течение апреля-мая, после того как египетские власти выполнят все требования российской стороны, касающиеся безопасности.

О том, что авиасообщение с Египтом может быть возобновлено к лету, РБК также рассказывали трое участников делегации Госдумы, посетившей Каир в январе. Лететь в Египет можно хоть завтра — систему безопасности «перетряхнули» основательно, делился итогами поездки один из них. Спецслужбы анализируют не только безопасность туристов в аэропортах, но и в курортных зонах Египта, рассказывали еще двое собеседников РБК.

Окончательное решение о возобновлении авиасообщения с Египтом должен принять Владимир Путин.

Неожиданное препятствие

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков после инцидента с самолетом EgyptAir заявил, что говорить о переносе сроков возобновления авиасообщения преждевременно. «До того как будут полностью выяснены все обстоятельства произошедшего, также неверно делать какие-то выводы насчет темы возобновления авиасообщения [с Египтом]», — сказал Песков (цитата по «Интерфаксу»).

Нужно разобраться, что произошло с лайнером EgyptAir, согласен с Песковым высокопоставленный чиновник Минтранса. Сроки возобновления по-прежнему зависят только от египетской стороны, и вопрос по-прежнему может решиться в ближайшее время, хотя теперь не исключены задержки, заявил он РБК.

Источник в аппарате правительства добавляет, что у темы возобновления авиасообщения России с Египтом две составляющие — полеты в Египет российских авиакомпаний и полеты в Россию EgyptAir. «Темы обсуждаются отдельно, сроки возобновления полетов могут быть разными», — рассказывал он. Источник в московском аэропорту Домодедово ранее говорил РБК, что EgyptAir уже подала заявку на обслуживание в аэропорту.

Представитель Росавиации отказался прокомментировать, как захват самолета в Египте скажется на возобновлении сообщения между странами: «Это не от нас зависит». Он напомнил, что на коллегии в Росавиации министр транспорта Максим Соколов говорил, что очередные проверки безопасности в аэропортах Хургады и Шарм-эль-Шейха пройдут в апреле.

Оценка безопасности полетов в Египет — прерогатива ФСБ, рассказал РБК источник, близкий к этому ведомству. Служба готовила для Путина отчет по этому поводу, говорит собеседник РБК. Он допускает, что в связи с последними событиями руководство ФСБ может повременить с докладом президенту.

Пресс-служба ФСБ не смогла оперативно ответить на запрос РБК.

К сожалению, надлежащий уровень безопасности в аэропортах Египта пока не обеспечен, считает председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Такого же мнения придерживается вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. «Авиационное сообщение с Египтом имеет смысл восстановить тогда, когда будут приняты все требуемые меры безопасности и наши граждане не будут подвергаться смертельной опасности», — передал он через пресс-службу.

Туризм без Египта

Египет был одним из самых популярных массовых направлений туризма — за девять месяцев 2015 года страну посетили 1,6 млн россиян. Больше — 2,4 млн человек — за это время отправилось только в Турцию. В ноябре, когда египетское направление закрыли, глава Ростуризма Олег Сафонов оценивал только прямые убытки от прекращения авиасообщения с Египтом в 1,7 млрд руб.

Одним из крупнейших российских туроператоров на этом направлении был TEZ Tour. На Египет и Турцию в обороте компании приходилось больше половины, рассказывал РБК совладелец туроператора Александр Буртин. Размер убытков он не раскрывал, но говорил, что около 20% турпотока после закрытия этих направлений не удалось перенаправить в другие страны.

Российские туристы, привыкшие отдыхать в Египте, даже пробовали покупать туры в страну в Белоруссии, рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Но белорусские власти, по ее словам, довольно быстро запретили продажу туров в эту страну россиянам.

Снятие ограничений на путешествия в Египет обсуждается с конца прошлого года, говорит представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «После каждого сообщения на эту тему люди начинают звонить в турагентства, интерес очень большой, — рассказывает она. — Многие специально ждут, когда откроют Египет».

По словам Тюриной, туроператоры готовы быстро восстановить полетные программы в Египет — на это уйдет не больше месяца. Майя Ломидзе уверена, что если полеты в Египет разрешат, турпоток восстановится до прежних показателей.

Интерес к Египту со стороны туристов есть всегда, соглашается гендиректор туроператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Но пока нет официальной информации о возобновлении отношений, судить о реальном спросе сложно, отмечает она.

Ажиотажного спроса на египетское направление сейчас нет, говорит президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. «Высокий сезон в Египте как раз заканчивается: летом там очень жарко, поэтому желающих полететь сейчас не так много», — объясняет он. «Натали Турс» этим летом не делает ставку на Египет: «Мы вели переговоры с авиакомпаниями, но исходили из того, что если направление восстановят, будем возить туда по остаточному принципу», — говорит Воробьев.

«История с угоном самолета для турбизнеса ничего не изменила, — заключает Тюрина. — Компании как ждали открытия Египта, так и ждут». Но теперь власти могут отложить решение э​того вопроса, опасается она.

При участии Екатерины Бурлаковой

Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Как сделать доставку удобной и не выйти за рамки бюджета — 5 способов
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Как преодолеть парадокс роста: 3 способа выйти из тупика