Бизнес, 29 мар 2022, 10:21

ФАС рекомендовала производителям отвязать цены на нефтехимию от экспорта

Производителям нефтегазохимической продукции следует отказаться от ориентации на экспорт и курсы валюты при определении цен, а также переориентироваться на внутренний рынок, считает антимонопольная служба
Читать в полной версии
Фото: Николай Гынгазов / Global Look Press

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендовала производителям нефтегазохимии изменить способ ценообразования на продукцию, отвязав цены от зарубежных ценовых индикаторов и курсов иностранных валют. Об этом говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК.

«Компаниям рекомендовано принять меры по недопущению необоснованного роста цен на товары на внутреннем рынке, в том числе путем неприменения в ценообразовании зарубежных ценовых индикаторов, привязки цен к курсам иностранных валют», — сообщила ФАС.

Сейчас производители нефтегазохимической продукции используют при расчете цен на нее привязку к нетбэку — индексу экспортного паритета, который определяется как цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя. Однако это может повлечь рост себестоимости продукции как для компаний, которые используют сырье в своей производственной деятельности, так и для граждан, выступающих конечными потребителями товаров, считает ФАС.

Как альтернативу нетбэку ведомство предлагает использовать российские биржевые и внебиржевые индикаторы.В качестве преимущества такого подхода ФАС называет «прозрачное ценообразование». Это также позволит «гарантировать предсказуемость цен» и обеспечить сырьем внутренний рынок, защитив потребителей от скачков цен. Рекомендации ФАС относятся ко всей товарной цепочке, от продаж исходного сырья до готовой продукции, подчеркивает ведомство.

Регулятор также предложил компаниям изменить приоритеты торговой политики и ориентироваться в первую очередь на внутренний рынок. Комплекс этих мер позволит избежать необоснованного роста цен в строительстве, ЖКХ и сельском хозяйстве, считает ФАС.

К нефтегазохимическим продуктам относятся аммиак, сера, стирол, толуол, парафин, каучук, бензол, ортоксилол нефтяной, пропилен, этилацетат, бутилацетат, апатитовый концентрат, полиэтилентерефталат и прочее.

Крупнейший производитель и экспортер нефтегазохимической продукции России — компания «Сибур». Она покупает и перерабатывает углеводороды в пластики, каучуки и другие продукты, которые продает в России и за рубежом. Выручка компании по итогам прошлогодних января—сентября составила 597,6 млрд руб., чистая прибыль — 180,3 млрд руб.

В «Сибуре» заявили РБК, что изучают рекомендации ФАС совместно с другими участниками отрасли. «В ближайшее время нами будет представлена обновленная торговая политика, направленная на сдерживание роста цен и учитывающая рекомендации регулятора. Компания исходит из рыночных принципов при ценообразовании. При этом мы всегда учитываем сезонные колебания цен и макросреду. Это позволяет «Сибуру» в том числе инициативно сглаживать возможное негативное влияние таких колебаний на потребителя», — заявили в компании. В «Сибуре» отметили, что прорабатывают возможность расширения номенклатуры биржевых товаров. «Создание ликвидных биржевых индикативов позволит в дальнейшем использовать их в качестве референсных цен при поставке продукции российским клиентам», — объяснила компания.

В интервью РБК Дмитрий Конов, на тот момент предправления «Сибур Холдинга», называл «основным злом» прошлого года для рынка нефтехимии скорость и частоту изменения цен. «Основное зло — и это справедливо как для нас, так и для потребителя — не некий абсолютный уровень цен, а скорость и частота их изменений. Когда цены месяц к месяцу растут и падают на 30%, это плохо», — говорил он.

Pro
«Немейнстримная наука»: в чем феномен подкастера и ученого Лекса Фридмана
Pro
Вместо акций и облигаций: что принесут рынку комбинированные инвестфонды
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Как оформить права на интеллектуальную собственность. Обходим узкие места
Pro
Старение — главная причина смерти: 11 научных способов продления жизни
Pro
Харизма не главное: как найти топ-менеджера, который не уйдет через год
Pro
Что повлияет на маркетинг в 2025 году: пять трендов
Pro
«Если отменят удаленку, уволюсь»: как работники относятся к этому формату