Греческий кризис, 29 июн 2015, 19:52

Привлекательный дефолт: стоит ли ждать снижения цен на отдых в Греции

Возможный дефолт Греции и ее выход из еврозоны может оказаться на руку российским туристам. А вот принятие жестких условий ЕС может поставить крест на туриндустрии этой страны, считают российские туроператоры
Читать в полной версии
Фото: REUTERS 2015

​Банковские каникулы не для отдыхающих​

Политические баталии, «банковские каникулы» и угроза дефолта в Греции пока никак не отразились на популярности этой страны у туристов из России. ​​Министерство финансов Греции в понедельник ограничило дневное снятие наличных в банкоматах суммой в €60, а также ввело ограничения межбанковских переводов за рубеж и из-за рубежа. Правительство уверяет, что туристы от этого не пострадают: замминистра туризма Греции Елена Кундура заявила, что «туристы... а также те, кто планирует приехать, смогут продолжать наслаждаться отпуском без каких-либо проблем». По ее словам, меры, ограничивающие движение капиталов, не касаются владельцев карт, выданных банками других стран.

Ситуация в Греции никак не влияет на отдых россиян, из более чем 1 тыс. отелей, где отдыхают наши соотечественники, поступали лишь единичные обращения по поводу ситуации с пластиковыми картами и банками, но отказов от туров не было, говорит гендиректор туристической компании «Музенидис трэвел» Александр Цандекиди. По его словам, из тех, кто уже забронировал отдых, было около десяти обращений в офисы — в основном с вопросом о том, брать ли наличные, и если да, то сколько. В понедельник даже наблюдался наплыв потенциальных туристов, бронирований было больше на несколько процентов, чем в предыдущие недели. Однако понять, связано это с ситуацией в Тунисе (в пятницу неизвестные расстреляли около 40 отдыхающих на пляже в городе Сус) или с чем-то еще, довольно сложно, отмечает он.

У Tez Tour в этом году Греция — самое востребованное европейское направление и входит в тройку лидеров бронирований и продаж, говорит гендиректор коммпании Владимир Каганер, так что туроператору даже пришлось ввести дополнительный рейс на Пелопоннес. Туристы, «наоборот, высказывают положительные ожидания от возможного перехода Греции на национальную валюту», – утверждает он. Россияне надеются, что если в Грецию вернется драхма, то товары и услуги подешевеют.

По данным исследовательской компании Marketing Greece, Грецию в 2014 году посетили 23 млн туристов со всего мира, турпоток ​вырос на 23%, прямые поступления от туризма составили €13,5 млрд. По числу туристов, посетивших Грецию, Россия по итогам прошлого летнего сезона занимала четвертое место после Германии (почти 2,4 млн человек), Великобритании (2 млн) и Франции (1,4 млн). По данным АТОР, в 2014 году Греция вошла топ-5 самых популярных у россиян направлений, эту страну посетили 1,16 млн российских туристов, это направление занимало порядка 7% рынка выездного туризма. При этом прошлым летом разорились сразу несколько крупных туроператоров, которые активно работали на греческом направлении: «Нева», «Лабиринт», «Южный крест».

Дефолт привлечет туристов

Возможный дефолт Греции и ее переход на собственную валюту может привести к падению цен на все, в том числе на туристические услуги, и это сделает страну более привлекательной для российских туристов, уверен Александр Цандекиди. Однако если удешевление произойдет, то уже не в этом туристическом сезоне, на смену национальной валюты потребуется время, добавляет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе​.

Эксперты туристического рынка считают, что позитивный для туристов эффект от снижения цен может быть нивелирован негативным новостным фоном и акциями социального протеста. Владимир Каганер отмечает, что обычно акции протеста в Греции происходят в Афинах и других крупных городах, а не в курортных зонах. «Хотя бы потому, что бюджет отдельных курортов на 60% зависит от доходов в туризме, греческие власти делают все, чтобы не потерять туристический поток», — заключает он.

Плохой новостью для туристов станет согласие Греции принять программу экономического оздоровления, на которой настаивает ЕС, уверена заместитель генерального директора «Солвэкс Трэвэл» Екатерина Айзерман: повышение НДС с 6 до 23% для предприятий туристического сектора, на котором настаивают кредиторы, может поставить крест на отрасли. Туристам придется платить больше, поскольку неизбежно вырастут цены на все, и цена путевок не станет исключением, отмечает она.

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски