Бизнес, 30 сен 2014, 00:27

«Балтика» остановила два пивоваренных завода

Лидер российского пивоваренного рынка – компания «Балтика» – остановила производство пива на челябинском и красноярском заводах. За последние два года часть предприятий закрыли и ее конкуренты – «Сан ИнБев» и «Эфес»
Читать в полной версии
Фото: Lori

Президент датской Carlsberg, владельца «Балтики», Йорген Буль Расмуссен в конце августа в интервью изданию Berlingske признал, что закрытие заводов в России – это вопрос времени. «Закрытие одного или, может быть, двух пивоваренных заводов в России – это наш следующий шаг», – заявил Расмуссен, не поясняя, какие площадки будут остановлены. Всего компании принадлежат 10 заводов в России, крупнейший из которых находится в Санкт-Петербурге.

По словам Расмуссена, в Carlsberg рассчитывали, что ситуация в России, где формируется около 40% операционной прибыли компании, изменится, однако к середине 2014 года осознали, что проблемы российского рынка серьезнее, чем представлялось ранее. «Мы находимся под воздействием определенных макроэкономических факторов, с которыми ничего не можем поделать», – отметил он.

«Производство пива на заводах в Челябинске и Красноярске приостановлено», – подтвердил РБК вице-президент «Балтики» Алексей Кедрин. По его словам, решение было принято в связи с сезонным падением спроса на пиво на фоне общего снижения пивоваренного рынка в России. «Начнется рост рынка, и мы возобновим производство на этих площадках», – пообещал Кедрин. Сами предприятия закрыты не будут, массовых увольнений сотрудников в Челябинске и Красноярске компания не планирует, заверил менеджер. По данным «Балтики», на челябинском и красноярском заводах работает 981 сотрудник.

Производство пива в России, начиная с 2011 года, неуклонно снижалось: за три года, по данным Росстата, объем произведенного напитка уменьшился на 16,1%, в результате чего заводы крупнейших компаний работали с загрузкой не более чем на 50%. Однако год назад президент «Балтики» Исаак Шепс заявлял РБК, что компания не планирует закрывать свои площадки. «Эти слухи [о закрытии заводов «Балтики] никогда не прекращались, потому что многие другие наши конкуренты закрывают свои пивоваренные заводы, – говорил Шепс. –  На рынке пива идет спад. В последнее время в связи со спадом уровня объемов продаж у нас огромное количество недоиспользованных мощностей. Но у нас оптимистичный взгляд на будущее, мы рассчитываем сохранить работу всей нашей инфраструктуры в России».

Массовое закрытие пивоваренных заводов в России началось еще в 2012 году. Компания «Сан ИнБев» (российская «дочка» глобального лидера индустрии Anheuser Busch InBev) с тех пор закрыла три предприятия – в Перми, Курске и Новочебоксарске, Efes Rus – два – в Москве и Ростове-на-Дону. Компании объясняли такие шаги  сокращением объемов продаж пива в России на фоне повышения налоговой нагрузки и общего ужесточения регулирования отрасли.

По данным Росстата, в 2013 году объем производства пива в России сократился на 8,5%. Негативный тренд продолжился и в первом полугодии 2014 года: производство просело еще на 6,4% – до 424 млн дал. При этом показатели «большой пивной четверки» («Балтика», Efes Rus, Heineken и «Сан ИнБев» совокупно занимают 77,8% российского рынка пива) снижались даже сильнее. Так, объем отгрузок Carlsberg в первом полугодии 2014 года упал на 11%.

«В 2016–2017 годы на долю четырех крупнейших компаний будет приходиться менее 70% объема проданного пива в России, хотя еще несколько лет назад их доля доходила до 90%, – считает директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Массовую продукцию западных компаний активно теснит крафтовое [авторское, ремесленное] пиво российских компаний – это мировой тренд. К тому же на рынок оказывает давление демографическая ситуация: с 2008 по 2013 год на рынок вышло не более 7,5 млн новых потребителей пива, ранее за такой же период приходило по 12 млн человек».

Carlsberg Group – датская пивоваренная компания, основана в 1847 году. Пивоваренная компания «Балтика», входящая в Carlsberg, имеет 10 заводов в Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске, Туле, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Челябинске, Самаре, Новосибирске и Ярославле. Помимо этого, компания владеет одним заводом в Азербайджане, двумя собственными солодовнями в Туле и Ярославле, а также развивает собственный агропроект.

Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить