Бизнес, 29 ноя 2021, 08:36

ФАС оценит инициативу бизнеса о запрете паритета цен конкурентам Booking

Сервис Booking.com 11 ноября проиграл в апелляционной инстанции разбирательство с ФАС и прекратит включать в договоры с гостиницами условие о паритете цен. Отельеры хотят добиться запрета такой практики и для конкурентов платформы
Читать в полной версии
Фото: Pascal Rossignol / Reuters

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на этой неделе представит свою позицию относительно законодательной инициативы бизнеса о запрете практики паритета цен для сервисов бронирования жилья. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника.

Паритет цен предполагает, что отели-партнеры сервиса бронирования не могут предлагать номера на своем сайте или сторонних платформах дешевле, чем на сайте агрегатора, с которым заключен договор на соответствующем условии. По решению суда, от этой практики откажется Booking.com.

Как указывает издание, общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» направила в ФАС предложения о поправках к закону о туристской деятельности летом 2020 года. По информации собеседников «Коммерсанта», регулятор попросил Ростуризм предоставить отзыв на законопроект.

Как отмечает издание, в «Яндекс.Путешествиях», Emerging Travel Group и Tvil.ru указывают, что в их договорах с отелями нет условия о паритете цен, но, по информации гендиректора Tvil.ru Алексея Черепахина, некоторые работающие в России сервисы применяют такую практику. Источник «Коммерсанта» в гостиничном бизнесе сообщил, что у него до сих пор действуют договоры с системами бронирования, которые используют паритет цен, и об отмене этих условий пока ничего не известно.

В 2019 году «Опора России» пожаловалась в ФАС, что система интернет-бронирования навязывает отелям невыгодные для них и для клиентов условия о паритете цен. По словам вице-президента организации Алексея Кожевникова, из-за этого стоимость номера возрастает, так как гостиница должна включить в нее комиссию сервиса бронирования (в среднем 20%).

По итогам проверки регулятор пришел к выводу, что доля Booking Holdings B.V. на рынке агрегаторов отелей по итогам 2018 года составила 84% в натуральном выражении и 80% в денежном. Тогда ФАС потребовала, чтобы Booking.com исключил из договоров с отелями условие о паритете цен, но компания этого не сделала.

В декабре 2019 года в отношении сервиса возбудили антимонопольное дело. В декабре 2020 года ФАС признала Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и потребовала отказаться от паритета цен. В феврале 2021 года компания оспорила решение регулятора в Арбитражном суде Москвы. Суд признал решение ФАС законным, сервис подал апелляцию, но в ноябре 9-й апелляционный арбитражный суд оставил решение в силе. Представитель Booking.com заявил, что сервис будет «работать над прекращением практики паритета цен в России», но оспорит постановление в кассационном суде.

Гендиректор Booking.com в России Алексей Матушкин в интервью РБК заявлял, что, по мнению компании, практика паритета цен «позволяет поддерживать экосистему путешествий», способствует конкурентному и справедливому рынку. Например, малые средства размещения не всегда могут себе позволить собственный сайт, что ставит их в еще более невыгодное положение относительно конкурентов. А клиенты теряют доверие к гостинице, когда видят разные цены на один и тот же номер на разных сайтах. «Мы считаем, что цена должна быть одна на всем рынке, чтобы она была очевидна и гостям, и партнерам», — подчеркнул Матушкин.

В августе ФАС оштрафовала Booking.com на 1,3 млрд руб. по ч. 2 ст. 14.31 КоАП (злоупотребление доминирующим положением на рынке). Регулятор обвинил компанию в навязывании российским гостиницам невыгодных условий, в том числе паритета цен. Та оспорила штраф в суде.

Сервис Booking.com основан в 1996 году в Амстердаме. В 2008 году было открыто представительство в Москве, сейчас у компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Сочи и Новосибирске.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством