Антикризисные меры, 30 мар 2020, 03:08

Влияние новых мер в Москве на бизнес и безработицу. Что важно знать

Новые ограничения в Московском регионе из-за вируса — «колоссальный удар по бизнесу», считают предприниматели. Приведет ли это к росту безработицы, какая помощь нужна компаниям и когда можно ссылаться на форс-мажор — выяснял РБК
Читать в полной версии
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Из-за новых ограничительных мер, о которых вечером в воскресенье, 29 марта, объявили власти Москвы и Московской области, «удар по бизнесу будет колоссальным», заявил РБК председатель «Деловой России» Алексей Репик.

По решению мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, жители регионов из-за распространения коронавируса должны оставаться дома, выходить можно только для получения медпомощи, за продуктами, в аптеки, для выгула собак и выноса мусора. Для поездки на работу смогут покидать дом только отдельные категории сотрудников из сфер, деятельность которых разрешена, например медики, работники аварийных служб, продовольственных магазинов, служб доставки и т.д. Срок действия мер не установлен.

Это означает, что малый и средний бизнес не сможет возобновить работу и по окончании нерабочей недели, которую ввел президент Владимир Путин с 30 марта до 5 апреля для предотвращения быстрого распространения коронавируса, сказал РБК председатель бюро по защите прав предпринимателей московского отделения «Опоры России» Алексей Петропольский. По его словам, в течение следующей недели изоляции будут тестироваться новые режимы. «А потом будем сидеть, пока не будет очень серьезного падения статистики заболеваемости», — сказал Петропольский. По его мнению, это произойдет только через месяц.

Какая поддержка нужна бизнесу

Как подчеркнул Репик, сейчас необходимо не только помогать тем, кто уже потерял работу (в Москве и Подмосковье ввели специальные выплаты для оставшихся без работы из-за вируса), но и стараться в первую очередь не допустить, чтобы безработица росла по экспоненте, а для этого нужно максимально поддержать компании. «Необходимо найти механизмы с содействием нашей банковской системы <…>, накачать компании качественной ликвидностью. Может быть, это возможно через субординированные кредиты или через продажу привилегированных акций, но важно, чтобы после кризиса бизнес мог восстановиться», — сказал он.

Чтобы избежать роста безработицы, «Деловая Россия» предлагает ввести отрицательный налог на фонд оплаты труда и таким образом стимулировать бизнес сохранять сотрудников даже в условиях, когда те будут вынуждены простаивать. «Мы предлагаем шкалу, в рамках которой сотрудники с зарплатой до 5 или 10 МРОТ — сейчас дискуссия идет [о пороге] — должны получать за каждую заплаченную 1 тыс. руб. [зарплаты] 200 руб. компенсации от государства», — объяснил глава «Деловой России» и отметил, что других инструментов избежать массовых увольнений при действии новых ограничений не видит.

Петропольский из «Опоры России» считает, что малому и среднему бизнесу следует в нынешних условиях «ничего не платить по максимуму, кроме зарплат». РБК направил запрос представителю Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющего интересы преимущественно крупного бизнеса.

Что считать форс-мажором из-за вируса

Ограничительные меры, введенные в Москве и других регионах, подпадают под понятие форс-мажора, сказал Петропольский. В связи с карантином множество обязательств по договорам будет не исполнено: например, возможны срывы сроков доставки товаров по договорам поставки, арендаторы могут отказаться платить за площади, если их использование стало невозможно в связи с режимом самоизоляции, и т.д., следует из обзора юридической фирмы Debevoise & Plimpton (копия есть у РБК).

Сторона, ссылающаяся на обстоятельство непреодолимой силы, по внутрироссийскому договору может получить сертификат о форс-мажоре, выдаваемый торгово-промышленной палатой (ТПП) соответствующего региона — Москвы, Московской области и т.д. 20 марта правкомиссия по повышению устойчивости российской экономики рекомендовала ТПП России обеспечить процедуры свидетельствования форс-мажора при реализации таких контрактов.

Предприниматель, ссылающийся на форс-мажор, должен предъявить в ТПП заявление с подробным изложением причин и оснований для обращения, копию договора, документы органов власти, содержащие чрезвычайные запретительные или ограничительные меры, говорится на сайте палаты.

Московское правительство 16 марта уже признало распространение коронавируса «чрезвычайным и непреодолимым обстоятельством», которое повлекло введение «режима повышенной готовности». Однако, как отмечают эксперты Debevoise & Plimpton, признание указами мэра Москвы факта наступления обстоятельства непреодолимой силы в связи с распространением коронавируса само по себе не освобождает от необходимости исполнения обязательств по договору — сторона должна доказать, каким образом факт наступления форс-мажора повлиял на заключенный договор. Например, пишет юрфирма, в судебной практике было подтверждено, что исполнение денежных обязательств не подвержено воздействию форс-мажора, то есть должник не может ссылаться на невозможность уплаты денежных средств в связи с наступлением таких обстоятельств. Однако Путин уже ввел мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов в ближайшие полгода.

ТПП указывает также, что в случае введения региональными властями запретов из-за угрозы коронавируса (например, закрытие торговых и развлекательных центров, ресторанов, о чем Собянин объявил 25 марта) это, скорее всего, будет признано обстоятельством форс-мажора, однако никакого автоматического прекращения договоров аренды не влечет. В данном случае арендатор вправе предъявить арендодателю требование об изменении условий договора (например, об уменьшении платежей или об отсрочке на период действия ограничения) либо требование о его расторжении.

Изменится ли процедура увольнения

Чтобы противостоять шокам из-за падения курса рубля и последствий коронавируса, каждая третья компания в России изменила кадровую политику, каждая пятая планирует урезать зарплаты, показало исследование Центра стратегических разработок. Но правительство уже решило предоставить бизнесу кредиты под 0% на выплату зарплат, этим займутся Сбербанк и ВТБ при поддержке Центробанка, рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов на встрече Путина с предпринимателями 26 марта.

Многие работодатели в связи со сложившейся обстановкой вынуждены увольнять сотрудников, так как им просто нечем будет платить заработную плату, отмечает управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин. Работа, предполагающая физическое присутствие людей, подпадает под обстоятельства непреодолимой силы, которые упоминаются в Трудовом кодексе в контексте освобождения работника от материальной ответственности, но не предусматривает норм об освобождении от ответственности работодателя в случае наступления таких обстоятельств, указывает он.

Премьер Михаил Мишустин еще 21 марта пригрозил, что работодателей, решавших проблемы за счет шумихи вокруг коронавируса, в том числе с помощью сокращения персонала, проверит трудовая инспекция, ФНС и прокуратура. Тогда он добавил, что «можно и нужно использовать все формы гибкой занятости людей». Под этим премьер подразумевал сокращенный рабочий день и удаленную работу, «которая в наибольшей степени соответствует рекомендациям наших медиков».

«Я думаю, что жестко будут караться все решения, принятые без согласия работников (например, увольнения, принудительные отпуска и пр.), и вероятно, сокращения численности или штата. Вопрос, смогут ли работодатели объявить о простое предприятия», — отмечает партнер TA Legal Consulting Марат Агабалян. Фактически работодатели стали заложниками ситуации, при которой не смогут объявить простой работникам, находящимся на «выходных», указывает юрист: если работники не ходят на работу, то их банально нельзя ознакомить с соответствующим приказом. Чтобы избежать этого, изначально стоило объявить чрезвычайное положение, позволить тем, кто не может работать удаленно, объявить о простое, а остальных перевести на удаленку, указывает он.

Но указ Собянина о самоизоляции фундаментально не изменил взаимоотношений между работником, который обязан работать, но удаленно, и работодателем, который обязан продолжать платить зарплату, указывает представитель PB Legal Залим Абазов: работодатель обязан продолжить платить и тем работникам, чей труд нельзя задействовать удаленно. «Уволить или отправить в неоплачиваемый отпуск работника из-за коронавируса нельзя, это будет нарушение закона. Но я не исключаю, что многие работодатели будут вынуждать работников уходить в неоплачиваемые отпуска якобы по обоюдному согласию», — предполагает он.

Согласно Трудовому кодексу, простоем считается временное приостановление работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Работодатель обязан издать приказ о времени его начала и окончания с указанием причин, иначе труд работников придется оплатить в полном объеме.

Размер оплаты времени простоя зависит от причины возникновения — по вине работодателя, работника или же по не зависящим от них обстоятельствам. Не оплачивается только время простоя по вине работника. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третьих средней зарплаты работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третьих должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.

Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать