Бизнес, 30 мар 2022, 09:44

Экс-глава «Победы» допустил рост цен на билеты более чем в два раза

При этом такой прогноз — «еще не потолок», заявил Калмыков, покинувший пост в начале марта. Он объяснил, что авиакомпаниям больше не нужно «отбивать» лизинг и топливо, кроме того, вырастет стоимость логистики
Читать в полной версии
Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»

Цены на авиабилеты могут вырасти в 2022 году более чем в два раза, заявил в интервью «Коммерсанту» бывший гендиректор «Победы» Андрей Калмыков.

«Себестоимость, по моим подсчетам, должна вырасти вдвое в рублевом эквиваленте. Поэтому 50% — это еще очень оптимистичный прогноз», — сказал Калмыков.

Отвечая на вопрос, ожидает ли он цен в два раза, экс-гендиректор указал, что это «еще не потолок», а его ожидания.

По его словам, для авиакомпаний нет больше смысла летать ниже себестоимости, поскольку им не нужно пытаться «отбить лизинг и топливо» в условиях конкуренции и превышения предложения над спросом. Только поднятие цен на уровень себестоимости приведет к удорожанию билетов на 30% по сравнению с прошлым годом, пояснил Калмыков. Кроме того, вырастет стоимость логистики из-за закупки запчастей по «обходным каналам».

При этом аэропорты не смогут понизить тарифы, поскольку вырастет себестоимость обслуживания, а все неавиационные доходы (включая прибыль от duty free) сократятся, объяснил экс-глава «Победы».

«Лоукоста в такой ситуации быть не может», — подчеркнул он.

Отвечая на вопрос газеты, сколько компаний могут не пережить кризис, Калмыков выразил уверенность, что десятку крупнейших «будут удерживать на плаву» — например, запрещая банкротства или запрещая аэропортам отказывать в обслуживании. Что касается маленьких авиакомпаний, «их судьба будет зависеть от решений регионов, от губернаторов, от наполняемости бюджетов», полагает бывший глава «Победы».

Также в интервью есть следующий фрагмент:

— От оптимистов сейчас часто можно услышать: «Летали же в Советском Союзе». Может, и теперь сможем благополучно летать внутри страны?

— Самолетов нет. Тогда была мощная авиационная промышленность, выпускавшая всю линейку: от кукурузников до трансатлантических лайнеров. И те самолеты соответствовали времени, западным самолетам того времени. Но Запад ушел вперед. А мы оказались там, где оказались.

— Так, может, это звездный час малой авиации, и мы начнем летать…

— На чем, на метлах?

Калмыков возглавлял «Победу» с момента ее создания в 2014 году. 4 марта он ушел в отставку, временно исполняющим обязанности гендиректора стал его заместитель по инженерно-авиационному обеспечению — начальник инженерно-авиационной службы Андрей Юриков.

Ранее аналитик «ВТБ Капитала» по транспорту Елена Сахнова спрогнозировала двукратный рост стоимости билетов в целом (и на международные, и на внутренние перелеты) из-за подорожания керосина и падения курса рубля. Как пояснила младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова, цены будут расти особенно в условиях увеличения спроса на внутренние туристические маршруты.

В конце февраля ЕС запретил продажу российским авиакомпаниям самолетов и оборудования, а также оказывать услуги по страхованию и техобслуживанию. Ограничения также предполагают возврат иностранных лайнеров (в основном Airbus и Boeing) их собственникам — лизинговым компаниям — до конца марта. В связи с этим авиаперевозчики столкнулись с арестом самолетов при полетах за рубеж, а Россия стала переводить самолеты в свой реестр.

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения