Крупнейший в России независимый НПЗ начал подготовку к банкротству
Это происходит по инициативе Сбербанка — основного кредитора предприятияПочему Антипинский завод подал на банкротство
Расположенный в Тюменской области Антипинский нефтеперерабатывающий завод уведомил о своем намерении обратиться в областной Арбитражный суд с заявлением о признании компании несостоятельной (банкротом) в связи с наличием признаков банкротства, предусмотренных п. 2 ст. 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Об этом говорится в заявлении гендиректора завода Максима Андриасова, опубликованном на сайте Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Андриасов стал гендиректором НПЗ в конце 2018 года, его выдвинул крупнейший кредитор завода Сбербанк, располагающий «золотой акцией» предприятия.
Инициировал процедуру банкротства именно Сбербанк, сказал РБК источник, близкий к акционерам завода.
«Сделанная публикация о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, скорее всего, продиктована желанием генерального директора соблюсти требование действующего законодательства», — сказал РБК представитель Сбербанка. По его словам, в декабре 2018 года банк предоставил дополнительное финансирование на поддержание операционной деятельности завода, а также отложил все обязательства по обслуживанию и погашению кредита до 1 июля 2019 года.Финансовая модель предусматривала формирование оборотного капитала НПЗ за счет кредита Сбербанка и авансирования со стороны трейдеров, указал он. Но 26 апреля банк получил от Андриасова уведомление о невозможности обеспечить загрузку производственных мощностей в связи с недостаточным уровнем предоплат от трейдеров, сообщил представитель Сбербанка. Глава завода запросил у банков-кредиторов и акционеров дополнительное финансирование. «В данный момент обращение рассматривается банком», — уточнил собеседник РБК.
Антипинский НПЗ переведен в режим рециркуляции (работа установки без переработки нефти и выпуска нефтепродуктов), сказал представитель Сбербанка.
Пресс-служба группы «Новый поток» Дмитрия Мазурова, которая является владельцем Антипинского НПЗ, пока не ответила на запрос РБК.
Сбербанк уже ввел своих менеджеров в органы управления «Нового потока» и начал искать покупателей на активы группы. Ее общий долг превышает $3 млрд, проблемы возникли из-за того, что Антипинский завод до 2014 года привлек большой заем у Сбербанка в долларах, после чего из-за санкций и падения цен на нефть рубль обесценился примерно вдвое. Проценты по кредиту выросли, долг стал слишком дорогим в обслуживании, говорил один из источников РБК. Сбербанк считает причинами проблем группы налоговый маневр (предполагает снижение экспортной пошлины при росте НДПИ, из-за чего, по оценкам Vygon Consulting, налоговая субсидия для среднего НПЗ снизилась с $16 до $6 на баррель) и неэффективную работу собственников, сказал 13 февраля зампред правления банка Анатолий Попов.
Кому может достаться завод
Антипинский НПЗ способен перерабатывать 9 млн т нефти в год — это крупнейший независимый завод, не входящий в вертикально интегрированные нефтяные компании, такие как «Роснефть», ЛУКОЙЛ или «Газпром нефть». Кроме этого завода группе «Новый поток» принадлежат доли в еще двух предприятиях — Марийском и Афипском НПЗ, а также лицензии на Могутовское, части Гремячевского и Воронцовского нефтяных месторождений в Оренбургской области. На прошлой неделе стало известно, что у Афипского НПЗ (он был в управлении «Нового потока», хотя аффилированному с группой трейдеру принадлежала только миноритарная доля) сменился гендиректор — этот пост занял Сергей Кращук, который в последние два с половиной года возглавлял «Краснодарский перерабатывающий завод — Краснодарэконефть», входящий в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева. «Сафмар» находится в финальной стадии переговоров о покупке Афипского НПЗ, говорил РБК источник, близкий к одной из сторон сделки.
ЛУКОЙЛ предложил Сбербанку выкупить Антипинский НПЗ и месторождения, принадлежащие группе «Новый поток», рассказывали РБК в феврале федеральный чиновник и источник, близкий к одной из сторон возможной сделки.После этого в ЛУКОЙЛе сообщили, что с учетом долга завод очень дорого стоит. «Если его обанкротят со всеми вытекающими последствиями, то мы бы рассмотрели [покупку НПЗ]», — заявил первый вице-президент ЛУКОЙЛа Вадим Воробьев на пресс-конференции 12 марта. Во вторник, 30 апреля, представитель нефтяной компании отказался от комментариев.
На Антипинский НПЗ и месторождения также претендует азербайджанская нефтяная госкомпания SOCAR, писала газета «Коммерсантъ». По ее данным, SOCAR готова заплатить за эти активы символическую сумму, но заберет актив вместе с долгом. В азербайджанской компании тогда заявили, что «регулярно проводят анализ рынков, рассматривая имеющиеся возможности для инвестиций», но насчет Антипинского НПЗ и месторождений в России нет инвестиционного решения.
Видимо, Сбербанк рассчитывает быстрее продать Антипинский НПЗ, если обанкротит его и спишет кредит (компанию с гигантским долгом продать очень сложно), считает аналитик рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. Правда, в этом случае Сбербанк будет продавать имущество примерно по цене долга, добавляет он. Этот вариант подойдет инвесторам, которые имеют доступ к дешевому финансированию.
Велика вероятность, что банк уже обесценил кредит Антипинского НПЗ и сформировал необходимые резервы, думает аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. Если это так и обеспечение по кредиту — все имущество завода, банкротство может оказаться для Сбербанка выгодным вариантом, рассуждает он. Выдавая кредит, банк учитывал стоимость имущества с дисконтом, а теперь, получив завод на баланс, может переоценить его по рыночной стоимости и даже доначислить себе прибыль, пояснил эксперт.