Антикризисные меры, 30 апр 2020, 12:00

Moody's назвало уязвимые к кризису из-за вируса российские компании

Рейтинговое агентство назвало шесть компаний нефинансового сектора, наиболее уязвимых перед надвигающимся кризисом. Четыре из них представляют транспортную отрасль
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»)

Рейтинговое агентство Moody's подготовило новый отчет о состоянии нефинансовых компаний в России (есть в распоряжении РБК). Согласно прогнозам аналитиков, наиболее уязвимыми к новому кризису окажутся компании транспортного сектора.

Всего агентство оценило эффект от эпидемии коронавируса на состояние 63 крупных российских компаний. По большей части в условиях кризиса аналитики определяют его как низкий (53%). 37% компаний испытывают умеренное влияние. Пандемия окажет значительный эффект на бизнес только 10% компаний.

Среди них:

  • DME Limited — группа компаний, владеющих и оперирующих инфраструктурой аэропорта Домодедово (рейтинг Ba1 с прогнозом в сторону понижения);
  • Федеральная пассажирская компания (ФПК) — «дочка» РЖД, предоставляющая услуги перевозки пассажиров и багажа (рейтинг Baa2, стабильный прогноз);
  • O1 Properties — инвестиционная компания, владеющая бизнес-центрами в Москве. Основной акционер — кипрская Riverstretch Trading & Investments Павла Ващенко и Валерия Михайлова (рейтинг Caa3, стабильный);
  • «Рольф» — автодилер, бывшие топ-менеджеры которого сейчас обвиняются в незаконных валютных операциях. Принадлежит кипрскому трасту Delance Ltd (рейтинг B1 с перспективой понижения);
  • Globaltrans — единственный собственник оператора железнодорожных грузовых перевозок «Новая перевозочная компания» (НПК) (рейтинг Ba1, стабильный);
  • «Трансконтейнер» — крупнейший оператор железнодорожных контейнерных перевозок в России, входящий в группу компаний «Дело» Сергея Шишкарева (рейтинг Ba3, стабильный).

Транспортные компании оказываются под ударом из-за ограничений на перемещение граждан, поясняет агентство, и общего сокращения масштабов международной торговли. Для O1 Properties наиболее болезненным может оказаться сокращение платежей от арендаторов, а для «Рольфа» — приостановка торговой деятельности из-за карантинных ограничений.

Аудиторы подчеркивают, что грузовые перевозчики получат негативные последствия от снижения цен и спроса на их услуги по мере спада деловой активности. «Однако крупнейшие железнодорожные грузовые компании, в том числе Globaltrans, должны быть в состоянии выдержать кризис благодаря своим сильным рыночным позициям, долгосрочным контрактам с клиентами и умеренной долговой нагрузке», — говорится в исследовании.

В пресс-службе ФПК отказались от комментариев. РБК направил запросы в Globaltrans, «Рольф», O1 Properties. Представитель «Трансконтейнера» ответил РБК, что в операторе не согласны с такой оценкой. «Трансконтейнер» остается самой надежной и устойчивой транспортной компанией, которая из года в год демонстрирует положительную динамику. Мы обеспечиваем нашим клиентам стабильную и бесперебойную погрузку, осознаем все риски, связанные с эпидемией COVID-19, и активно ими управляем», — добавил представитель оператора. Стресс-сценарии показали устойчивость компании, подчеркнул он.

В пресс-службе Домодедово отметили, что из-за пандемии коронавируса авиаотрасль столкнулась с резким сокращением полетной программы в «беспрецедентно сжатые сроки». «С момента присвоения рейтинг агентством не пересматривался. Для обеспечения устойчивого функционирования компания разработала и реализует программу сокращения издержек», — сказали в пресс-службе.

Представитель Globaltrans ответил РБК, что преодолеть текущую ситуацию компания сможет за счет устойчивой клиентской базы, долгосрочных контрактов и низкого уровня задолженности, что «подтверждено высоким кредитным рейтингом Moody's».

Пока что большинство компаний (75%), деятельность которых оценивало Moody's, обладают достаточными запасами ликвидности на 2020 год, чтобы продолжать обслуживать свою задолженность без привлечения новых источников финансирования. Однако к концу года ситуация для бизнеса, полагающегося на внешние источники финансирования, может осложниться из-за ситуации в экономике.

Для компаний-товаропроизводителей кризис будет означать падение доходов, однако, по оценкам Moody's, у большинства из них достаточные резервы, чтобы смягчить ущерб в течение двух—трех лет. Меньше от введенных ограничений пострадает ретейл, который занимается реализацией товаров первой необходимости.

В целом, по оценке Moody's, кризис обойдется российской экономике падением на 5,5% в 2020 году, в 2021-м рост составит порядка 2,2%.

Как ранее показал опрос Deloitte, доля российского бизнеса, ожидающего снижения доходов и прибыли на фоне пандемии коронавируса, достигла рекордного уровня со второй половины 2015 года. 37% финансовых директоров прогнозируют снижение доходов своих предприятий, 40% ожидают падения операционной прибыли.

Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств