Козака предупредили о риске срыва отопительного сезона на Дальнем Востоке
Предупреждение губернатора
В целях «безаварийного прохождения отопительного сезона» губернатор Амурской области Александр Козлов попросил вице-премьера Дмитрия Козака дать поручение о приоритетном предоставлении вагонов компаниями ФГК и СУЭК для нужд ЖКХ Амурской области, а также Дальневосточного федерального округа. Опасения губернатора связаны с дефицитом полувагонов на сети РЖД. Об этом говорится в телеграмме Козлова, копия которой есть в распоряжении РБК.
Представитель Козака подтвердил РБК получение документа. Но он сказал, что вопрос касается транспорта и поэтому был переадресован вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему этот сектор. Представитель Дворковича сказала РБК, что поручения даны Минтрансу. В Минтрансе на прошлой неделе прошло совещание, на котором в том числе обсуждалось обращение амурского губернатора, заявил РБК представитель министерства. «По поручению правительства ситуация прорабатывается. Росжелдором установлен ежедневный контроль за подходом вагонов», — говорит собеседник.
По данным губернатора Амурской области, предоставленным в Минтранс, на 25 октября котельные региона обеспечены запасом угля более чем на 30 суток, рассказывает представитель министерства. По данным РЖД, которые компания предоставила в министерство, для энергетических нужд и ЖКХ области 1–26 октября было поставлено 6,31 тыс. вагонов (против 5,88 тыс. вагонов за аналогичный период 2016 года). В телеграмме Козлова также говорится, что сейчас в области нет проблем с углем.
В приемной губернатора РБК обещали предоставить ответ позже.
Уголь уходит на экспорт
По данным РЖД, уголь является самым массовым грузом, который перевозят по железной дороге. В январе—сентябре 2017 года перевозка каменного угля составила 263 млн т, что на 9,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост перевозок связан с отправками на экспорт. В сентябре 2017 года экспорт российского угля в Китай увеличился на рекордные 83% по сравнению с сентябрем прошлого года, с 1,28 млн до 2,35 млн т, следует из данных Thomson Reuters.
Согласно телеграмме Козлова, уголь завозится в Амурскую область с территории Красноярской железной дороги. По данным источника в одной из транспортных компаний, поставки угля для предприятий Амурской области в сентябре составили 370 тыс. т. Большая часть груза — 255 тыс. т — поставляется с угольных разрезов самой области. Второй крупнейший поставщик — Красноярский край (76 тыс. т).
Представитель «Русского угля», владеющего угольными активами в Амурской области и поставляющего в регион уголь также с месторождения в Красноярском крае, сообщил РБК, что компания выполнит свои обязательства в октябре. «Но мы, как и вся отрасль, ощущаем на себе проблему нехватки тяговых локомотивов и полувагонов в высокий сезон», — заявил он.
Основным поставщиком угля из Красноярска в Амурскую область является СУЭК, говорит источник, близкий к одной из угольных компаний. По его словам, у компании действительно есть задолженность по поставкам угля перед потребителями.
Источник в СУЭК сообщил РБК, что компания не испытывает проблем с поставками угля в Амурскую область и выполняет план. У СУЭК есть свой парк вагонов, что позволяет ей практически не зависеть от РЖД, пояснил собеседник РБК. По данным «INFOLine-Аналитики», у СУЭК в управлении 29,4 тыс. полувагонов.
В октябре наблюдалась «критическая ситуация» по подтверждению заявок на отгрузку угля со станций Красноярской железной дороги со стороны ФГК, заявил РБК представитель СУЭК: обеспечение полувагонами составляло только 29% от размера месячных обязательств. Но благодаря оперативному вмешательству высшего руководства РЖД 27 октября ФГК согласовала дополнительный парк вагонов для вывоза угля в адрес внутренних потребителей. Кроме того, СУЭК для компенсации срыва со стороны ФГК перенаправила вагоны под своим управлением в ущерб экспортным отгрузкам, добавил собеседник РБК.
Представитель ФГК заявила, что в компании осознают «важность перевозки угля для подготовки к отопительному сезону, в связи с чем [она] старается удовлетворить максимальное количество поступающих заявок». По ее словам, ежемесячно ФГК предоставляет СУЭК около 8–10 тыс. полувагонов, а угольная компания, в свою очередь, самостоятельно принимает решение о том, куда именно и по каким маршрутам направить эти вагоны.
Но часть полувагонов ФГК брала в аренду, в частности у Уралвагонзавода (УВЗ). И с 1 ноября УВЗ забирает досрочно у ФГК 27,2 тыс. полувагонов, заявил 17 октября глава корпорации «Ростех» (контролирует УВЗ) Сергей Чемезов. В связи с этим решением возможности ФГК по обеспечению грузоотправителей вагонами существенно сократились, предупреждает представитель ФГК.
Не только вагоны
Источник в одной из компаний, которая участвует в обеспечении углем жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, сказал РБК, что проблемы с поставками угля начались в регионе еще в сентябре и дефицит вагонов — не единственная причина. Проблема усугубляется тем, что цену на уголь подняла СУЭК, говорит собеседник.
Гендиректор торгового дома «Энергетические угли», который занимается закупками угля для ряда предприятий Амурской области, Роман Чижиков обращался к министру ЖКХ Амурской области Сергею Гордееву и к компании «Коммунальные системы БАМа», которая занимается отоплением ряда предприятий области, с письмами, где указывал, что СУЭК с 1 октября подняла цену на уголь определенной марки на 32%, что делает покупку этого топлива для торгового дома невозможной. Копии писем есть в распоряжении РБК.
В письме от 29 сентября Чижиков просит областного министра помочь повлиять на ситуацию «во избежание срыва отопительного сезона вплоть до режима чрезвычайной ситуации». Представитель Амурской области пока не ответил на запрос РБК. Представитель СУЭК это не комментирует.
Щебень и соль
Ранее о дефиците вагонов для вывоза щебня заявлял глава Карелии Артур Парфенчиков. Он также обращался к Дворковичу (копия письма есть в распоряжении РБК). По его словам, нехватка подвижного состава в 2017 году уже привела к остановке восьми добывающих предприятий и еще десять находятся под угрозой банкротства. Бюджет республики лишился около 400 млн руб., жаловался глава Карелии.
О дефиците полувагонов заявляли и производители соли. По их словам, нехватка подвижного состава может осложнить начавшийся отопительный сезон. Нагревательные элементы подвержены появлению коррозии, и для защиты оборудования необходимо регулярно обрабатывать котельные технической солью.
На дефицит вагонов жаловались и мукомольные предприятия Санкт-Петербурга.
Дефицит полувагонов, основного вида подвижного состава (по состоянию на август в России было 484 тыс. полувагонов), вызван двумя причинами: значительным списанием полувагонов и ростом погрузки на сети РЖД. С 1 января 2016 года в России запрещено продлевать срок службы старых вагонов. Это было сделано, чтобы избавиться от профицита вагонов на сети, который затруднял оборот вагонов и держал тарифы на аренду вагонов на низком уровне. В итоге, по данным Института проблем естественных монополий, с начала 2016 года одних только полувагонов было списано 70 тыс. штук.
При этом погрузка в 2017 году на сети РЖД растет. По данным компании, объем перевозки за девять месяцев 2017 года составил 937,3 млн т, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной рост пришелся на погрузку угля — 62,96 млн т (рост на 9,3% к январю—сентябрю 2016 года), который перевозится именно в полувагонах.
Для решения проблемы Минтранс предложил принять поправки в закон, которые установят штрафы за простой вагонов для грузоотправителей на станциях выгрузки.