Война санкций, 30 ноя 2014, 21:36

Молочники попросят правительство объяснить претензии Минсельхоза к Danone

Выступление министра сельского хозяйства Николая Федорова обернулось скандалом. Приветствуя запуск нового молокозавода в Омске, министр противопоставил его иностранным компаниям, которые делают суррогаты на основе растительных жиров. Французская Danone назвала слова министра клеветой и потребовала опровержения
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Что сказал министр Свою оценку деятельности иностранных компаний министр Федоров дал в пятницу, открывая в Омске молочный завод «МилкОм». Он, в частности, заявил: «В этих [зарубежных] продуктах максимум 20% настоящего молока, остальное – преобразованное в молочную смесь кокосовое, пальмовое масло и другие добавки» (все цитаты по ТАСС). Федоров попросил губернаторов обратить внимание «на деятельность таких крупных производителей, как «Вимм Билль Данн» (PepsiCo), «Юнимилк» (Danone), на рынке молока, и не позволять им выкачивать средства из регионов, снимать «сливки» с дешевого сырья, которое производят наши небогатые крестьяне». По словам министра, «получается, что государство производство молока субсидирует из бюджета, а они его по дешевке скупают и фактически перекачивают себе огромные деньги».

В субботу французская Danone, уже 20 лет работающая на российском рынке, ответила Федорову. «Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всем мире», – говорится в заявлении Danone, размещенном на сайте российского представительства компании. В заявлении подчеркивается, что качество продукции компании никогда не вызывало претензий со стороны Роспотребнадзора, что компания платит в бюджет России миллиарды рублей в год, а совокупные инвестиции Danone и принадлежащего ему «Юнимилка» составляют около $2 млрд. «Мы требуем публичного опровержения ложной порочащей нас информации», – заключает Danone.

Позицию Danone поддержали в крупной лоббистской организации – ассоциации Союзмолоко. «Мы будем обращаться в правительство с просьбой разъяснить основания для такого заявления, чтобы понять, это позиция государства или мнение одного или нескольких людей», – заявил РБК глава Союзмолока Андрей Даниленко. У него нет данных о том, чтобы у каких‑либо контролирующих органов, включая Роспотребнадзор, были претензии к продукции Danone или PepsiCo (владеет производителем молочной продукции «Вимм-Билль-Данн»). «Претензии чаще всего бывают как раз к небольшим производителям, а транснациональные компании заботятся о своем имидже и не будут использовать ни пальмовое масло, ни растительные жиры, чтобы нарушать законодательство России», – сказал РБК Даниленко.

Опровержения не планируется

В воскресенье директор департамента животноводства Минсельхоза РФ Владимир Лабинов заверил «Коммерсантъ FM» в том, что министр не называл конкретных компаний: «Министр, насколько я свидетель этого процесса, не называл компанию. PepsiCo и Danone – эти названия звучали из моих уст». «Поводом для заявления министра сельского хозяйства стало мое выступление на совещании в Минсельхозе по поводу деятельности компаний Danone и PepsiCo на российском рынке», – рассказал Лабинов РБК. По его словам, эти компании несколько лет подряд сокращают закупки сырого молока у производителей. Несмотря на запросы Минсельхоза, они ни разу не предоставили информацию о сделках в полном объеме.

«Пришлось запросить статистику у субъектов и регионов, на основе которой и были сделаны выводы: динамика сокращения очевидна по всем субъектам, – рассказал Лабинов. – Вторая проблема в том, что Danone на протяжении последних лет последовательно закрывает молочные заводы, которые они купили у «Юнимилка», – в Тверской, Костромской и Новосибирской областях. И мы не располагаем информацией о том, что Danone и PepsiCo настроены на то, чтобы развивать молочное производство и строить заводы как бизнес».

Даниленко считает, что Минсельхоз выбрал неудачное время для сведения старых счетов. «Проблемы в отрасли есть, но они не в иностранных корпорациях, а в подходе Минсельхоза и в том, что российским переработчикам молока субсидии на производство сырого молока задерживаются, – говорит глава Союзмолока. – А они, в отличие от глобальных компаний, не в состоянии жить без этих денег». Информацию Минсельхоза о том, что крупные компании сократили закупки молока, в Союзмолоко не оспаривают: в России производство молока сокращается, и вслед за этим падают объемы закупок. А после того как закрылся импорт, все больше сырья нужно и производителям сухого молока, и сыроделам, а его больше не стало, поясняет Даниленко.

Новое регулирование Лабинов говорит, что вслед за словесной дуэлью последует ужесточение регулирования рынка для производителей молочных продуктов. Минсельхоз хочет ввести новые техрегламенты на молоко и молочные продукты, запретив использование прилагательных типа «сметанный» и «творожный» продукт, оставив только собственно «белые» молочные продукты и «составные (до 50% ингредиентов, вроде творога с вареньем и орехами), а остальные запретить называть родственными прилагательными. Также есть планы по стандартизации содержания белка в молоке – сейчас в России выпускается продукция с содержанием 2,8%, однако в Европе – 3,2–3,4%, и такое низкое содержание белка позволяет производителям из того же количества сырья делать больше продукции.

В этом начинании Минсельхоз встречает критику крупных компаний через ассоциацию Союзмолоко, которая апеллирует в том числе к тому, что тогда молочная продукция вырастет в цене и станет недоступной для бедных слоев населения, говорит Лабинов. 

Бизнес французов в России Французский производитель молочных продуктов Danone стал одной из первых западных компаний, пришедших на российский рынок. В 1992 году компания открыла фирменный магазин Danone на Тверской, представив в нем продукцию, производившуюся во Франции. Спустя два года компания открыла в России свой первый собственный завод в Тольятти.

Сильным ходом французов стало сделанное в 1998 году заявление о том, что компания не планирует пересматривать свои планы на российском рынке вследствие финансового кризиса, но напротив – инвестирует средства в открытие своего крупнейшего в России предприятия – завода в подмосковном Чехове (открылся в 2000 году).

В 2010 году Danone купил российскую компанию «Юнимилк», став крупнейшим производителем молочной продукции в России.

Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Карты Таро и коины вместо KPI: 10 трендов 2025 года, меняющих работу HR
Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Может ли жена получить долю в компании бывшего супруга после развода
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план