Бизнес, 30 ноя 2015, 20:29

АвтоВАЗ остался без бюджета из-за споров об увольнении рабочих

Совет директоров АвтоВАЗа не смог утвердить бюджет компании на 2016 год. Причиной этому могли стать разногласия между акционерами завода и его менеджментом по кадровой политике и увольнениям
Читать в полной версии
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

​30 ноября состоялось заседание совета директоров АвтоВАЗа, на котором планировалось утверждение бюджета компании на 2016 год. Но окончательного решения по нему принято не было. «АвтоВАЗ принял решение продолжить работу над бюджетом 2016 года с добавлением в него дополнительных мер, направленных на повышение прибыльности предприятия, поддержание социальной стабильности и поддержку основного коллектива», — сообщила пресс-служба завода.

О том, что утверждение бюджета АвтоВАЗа ожидается 30 ноября, ранее говорили глава официального профсоюза компании Сергей Зайцев и источники РБК, близкие к компании. По словам Зайцева, документ, в частности, должен был определить дальнейшую кадровую политику АвтоВАЗа. В октябре первый заместитель председателя комитета Госдумы Владимир Гутенев со ссылкой на слова президента компании Бу Андерссона говорил, что в следующем году с завода могут быть уволены 2,5–6 тыс. человек, в ноябре глава фракции «Единой России» Тольяттинской гордумы Владимир Бокк называл цифру в 10–12 тыс. человек.

Новый график работы

АвтоВАЗ не исключает введения четырехдневной рабочей недели из-за спада продаж на авторынке, говорится в сообщении завода. По итогам января—октября продажи Lada снизились на 30%, до 224,1 тыс. автомобилей, относительно аналогичного периода прошлого года. Весь рынок за 10 месяцев сократился на 33,6%, до 1,3 млн машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса. В кризисном 2009 году АвтоВАЗ также работал в режиме четырехдневной рабочей недели по две смены.

Компания продолжает ставить перед собой цель по достижению рыночной доли в 20%, операционной маржи в 6% и положительного денежного потока. Эти цели должны быть достигнуты за счет стимулирования продаж на домашнем и экспортном рынках, запуска новых продуктов и улучшенного портфолио текущих моделей. АвтоВАЗ также продолжает оптимизировать штатную численность за счет добровольного ухода сотрудников на пенсию.

Кадровый вопрос недавно стал предметом разногласий между акционерами АвтоВАЗа и менеджментом компании. В начале ноября генеральный директор «Ростеха» (акционер предприятия) Сергей Чемезов впервые публично раскритиковал кадровую политику Андерссона. Главе госкорпорации не понравилось, что увольнения на заводе проходят «по методу обрезания» и что «народ выгнали на улицу». Говоря о предстоящем совете директоров АвтоВАЗа, Чемезов пообещал провести «воспитательную работу», не уточнив деталей.

Кроме того, акционеры АвтоВАЗа до сих пор не договорились о приобретении автокомпонентного холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Весной текущего года Андерссон объявил о покупке ОАТ у «Ростеха», изначально стороны планировали закрыть сделку до 1 сентября, выписав вексель на $165 млн со сроком погашения в 2032 году. Но летом против нее выступил второй акционер АвтоВАЗа — альянс Renault-Nissan, посчитав, что ОАТ размоет рентабельность АвтоВАЗа, к тому же это противоречит мировой практике. «Ростех» давно хотел избавиться от непрофильного актива, срыв сделки с АвтоВАЗом испортил отношения Чемезова и Андерссона, говорили источники РБК на тольяттинском заводе.

АвтоВАЗ, тем не менее, окончательно от покупки ОАТ не отказался. Совет директоров рекомендовал продолжить обсуждение условий сделки, говорится в сообщении компании. Стороны сейчас договариваются об изменениях ее параметров, говорят два источника, близких к заводу. «Ростех» изначально хотел продать ОАТ, куда входят 13 предприятий, целиком, АвтоВАЗ готов купить только часть активов. Теперь госкорпорация согласна и на частичную продажу автокомпонентного холдинга, но против сделки по-прежнему выступает Renault-Nissan, говорят собеседники РБК в компании.

Представители АвтоВАЗа, «Ростеха» и Renault-Nissan не ответили на запросы РБК. Сергей Зайцев не отвечал на звонки.

74,5% АвтоВАЗа принадлежат Alliance Rostec Auto B.V., акционерами которой, в свою очередь, являются альянс Renault-Nissan (67,13%) и ГК «Ростех» (32,87%). По итогам трех кварталов 2015 года выручка АвтоВАЗа по МСФО сократилась на 3%, до 131,2 млрд руб., чистый убыток сократился на 4,2%, до 15,8 млрд руб.

Pro
Что нужно учитывать при переходе на российский игровой движок
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах